Gears Tactics
…или XCOM даёт отпор Саранче.
Gears of War — серия брутальных шутеров про мужиков с квадратными челюстями, в массивной броне и с подствольными бензопилами. Так что анонс Gears Tactics, тактической стратегии в мире франшизы, был весьма неожиданным поворотом. И мало кто верил, что набившие руку на экшенах ребята справятся с совершенно другим жанром.
Да и вышла Gears Tactics почти одновременно с другим неожиданным релизом, XCOM: Chimera Squad. И последняя многих разочаровала. А как дела обернулись с Gears Tactics?
Кто все эти люди?
Итак, кратко о сюжете: действие игры разворачивается за двенадцать лет до самой первой части франшизы. Начинаем мы с двумя героями (позднее их станет четверо), Гейбом Диазом и Сидом Рэдборном. Гейб, если что, приходится отцом героини Gears 5, Кейт. Так вот, сладкой парочке поручено найти и ликвидировать особо опасного представителя Саранчи, Укона. Плох он тем, что клепает новые виды личинок. Ну а кому понравится постоянно иметь дело с новыми типами врагов? Нет, нам, игрокам, только в радость. Но вот персонажи вряд ли этому рады.
И именно в сюжете обнаруживается первая проблема. Он сам по себе не блещет оригинальностью — но ладно, мы в Gears Tactics не за ним пришли. Да и минимум один поворот (не то чтобы слишком неожиданный) нам всё-таки преподнесут. Проблема в другом.
Я из тех людей, которые не играли ни в одну из частей франшизы. Т.е. новая для серии аудитория, пришедшая сюда от тоски по хорошим тактическим стратегиям и в ожидании XCOM 3. И я тут себя ощущаю третьим лишним. Никто не рассказывает мне о мире игры. Что за дрянь этот ваш растлунг? Нет, я потом смекнул, что это какая-то болезнь, но всё же. Ну и наш герой, Гейб… что такого было в его прошлом, что ему припоминает председатель? Почему он, герой, перевелся в автомеханики и прозябает в гараже? Четвертая героиня — только мне показалось, или там намек, что она будет матерью Кейт из Gears 5? Да, ок, я могу, конечно, погуглить…
Но всё равно — ощущение стойкое осталось, что незнакомым с играми серии тут не то чтобы не рады… на них просто не рассчитывали.
Звук бензопилы
Но ладно, мы же тут за тактическим геймплеем, верно? Верно!
На первый взгляд — привычная по XCOM, законодателю мод тактических стратегий, формула. Но только на первый и очень поверхностный взгляд.
Для начала, у нас целых три очка действия. А потом — сюрприз-сюрприз. Три очка тратятся как удобно. Подвигаться, пострелять, подвигаться. Пострелять трижды. Пострелять и убежать подальше. Любые комбинации — к вашим услугам. Правда, кое-какие продвинутые способности тратят больше одного очка действия, так что учитывайте это.
Да и Ультимативный Инструмент Победы, наблюдение, здесь работает несколько иначе. Во-первых, нужно выбрать сектор стрельбы. Враг пробежал в полуметре от него? Не повезло. Так что просто уйти в наблюдение и нарезать шевелящихся в сторону своей гибели врагов не выйдет — приходится думать, просчитывать движение противника. С другой стороны, у нас может быть куда больше одного выстрела. Чем больше осталось ОД в тот момент, когда боец ушёл в режим наблюдения — тем больше врагов он сможет подстрелить.
Далее, рукопашный бой тут не просто есть, но он чертовски ценен. Атаки авангардов штыками и бойцов поддержки бензопилами эффективно убивают почти любого врага. Главное добежать. Да и анимация кровавая и красивая, приятно посмотреть.
Думаете, с этим всё? Щас! Одно из лучших нововведений в привычную формулу — казни. Дело в том, что не каждая личинка, отхватив богатырскую очередь в мерзкую рожу, помирает вот прям здесь и сейчас. Некоторые оттягивают этот момент, становясь тяжело раненными. Сидят на месте да харкают кровью, пока свои их или не подлечат, или не пройдёт пара ходов и они не отдадут своему личиночному богу душу. И вот в этот момент на них можно обрушить всю свою ярость, использовав особое действие, Казнь. Выглядит это брутально, а конкретный способ зависит от выбранного бойцом оружия. Даже граната может стать инструментом возмездия. Правда, анимации повторяются, и вскоре, чтобы полюбоваться новым способом казни, приходится экспериментировать с классами и выбранным оружием.
Но такая расправа — не просто красива, а ещё и полезна. Каждая казнь даёт всем остальным бойцам дополнительное очко действия. И в итоге вполне можно начать серию убийств, что закончится, к печали Саранчи, не скоро.
Кроме того, трижды за игру нам предстоит самый настоящий боссфайт. С тактикой на каждого врага, занимающих половину карты, и необходимостью побегать да попотеть. Здорово оживляет геймплей, знаете ли.
Четверо смелых
Итак, все наши бойцы делятся на два тип — герои, которые ни при каких обстоятельствах не должны погибнуть, и простые бойцы, чьи жизни — лишь разменная монета. За исключением этого, никаких механических различий между ними нет.
Все они обладают классами (боец поддержки, разведчик, тяжелая пехота, снайпер и боец авангарда). Каждый класс имеет четыре направлении прокачки и обладает строго определенным оружием. Боец поддержки направлен на лечение и раздачу дополнительных очков действий соратникам. Авангард — боец первой линии фронта. Тяжелый пехотинец несёт на себе мощный пулемет и, если окопается, превращается в настоящий бункер. Разведчик вооружен дробовиком и может шустро бегать в невидимости. Ну а со снайпером и так всё понятно.
И тут мы подходим к улучшению оружия и брони. У каждой пушки есть три слота обвесов, плюс можно улучшить базовый пистолет и гранаты (всего их два вида — убивающие осколочные и лечащие стим-гранаты), а также прокачать шлем, броню торса и ног. Итого — восемь слотов улучшения снаряжения на каждого. Стоит подчеркнуть, что улучшения оружия не универсальны. Так что эпическое цевье для дробовика подойдет только разведчикам.
Да-да, всё снаряжение бывает обычным, редким, эпическим и легендарным. Так как же мы получаем фиолетовые и оранжевые шмотки? Ну кроме как в награду за выполнение заданий. Всё просто: на каждом уровне раскиданы разноцветные ящики. Добежал и поднял? Молодец, на базе откроешь и посмотришь, что выпало тебе сегодня. Не стал рисковать бойцами? Довольствуйся тем, что обещали в награду за задание.
И словечко про то, что так необходимое любой суровой тактической стратегии. Кастомизация. И она тут даже обширнее, чем в XCOM 2. Ладно, героям можно разве что покрасить оружие и броню в разные цвета, нанести разные узоры и даже выбрать тип окрашивания. Ну и поменять рубаху под броней. Вроде видеть её не придётся… пока не начнётся какая-нибудь заставка. Да-да, кастомизация отражается даже в весьма неплохих по уровню графики роликах.
А вот с бойцами можно вытворять всё, что душе угодно. Татуировки, прически, маски, очки, бороды и усы… которые можно прилепить, будь на то желание, даже женским персонажам. Так что можно сделать как максимально суровый взвод бойцов, так и боевых клоунов на выезде.
Гейбуха, у нас Саранча, возможно криминал. По БТРам!
Играются миссии, благодаря всем нововведениям, бодро. Но вот сами задания…
Нет, в сюжетных сражениях бывает что-то интересно и оригинальное. Но вот второстепенные миссии… После каждой сюжетной операции нам даётся выбор из 3-4 дополнительных миссий. Как только две из них будут завершены — начинается новая сюжетная операция. И так начинается порочный круг второстепенных миссий. Слегка их бодрят модификаторы — например, никаких гранат, или запрет на бойцов поддержки, и так далее, и тому подобное. Но, честно, все они не слишком исправляют ситуацию.
Так в чём проблем? В разнообразии. У нас есть всего четыре типа заданий:
- оборонять две удалённые друг от друга точки, собирая ресурсы. Пока не накопится нужное количество.
- убегая от артобстрела, собирать те самые ящики с апгрейдами.
- добраться до запасов эмульсии и взорвать их (или просто перебить всех вражин).
- отправившись вдвоём, спасти за пятнадцать ходов из пыточных капсул ещё двоих бойцов.
Всё. При том, что в сюжетных миссиях разнообразия больше, и что мешало добавить идеи миссий оттуда — останется тайной. Надо ли говорить, что эти четыре вариант заданий быстро приедаются и совсем скоро превращаются в рутину. Да и количество карт (ну или ленивый рандомизатор) лишь ухудшают ситуацию. И из-за невозможность пропустить дополнительные миссии вскоре начинаешь их ненавидеть.
Может быть, ситуацию мог бы исправить стратегический режим. Даже такой куцонький, как в XCOM: Chimer Squad. Но его нет и такого. Может и к лучшему — игру бы ещё больше сравнивали с XCOM. А вот вышел бы стратегический режим хоть чуточку интересным — вопрос.
Хорошая попытка
Как проба пера в тактических стратегиях творение The Coalition и Splash Damage — очень и очень хороша. Они не стали следовать проторенной дорожкой XCOM 2, делая простой клон. Они сумели сохранить экшеновую брутальность серии благодаря бензопилам, казням и штыковым атакам.
Но вот разнообразия явно недостаточно. Тот же XCOM давал возможность передохнуть от тактических схваток, развивая базу, исследуя технологии. Да даже просто посмотреть в 3D на лагерь отряда Диаза было бы здорово.
Но для первого блина — весьма неплохо. Он вышел не комом… так, с комочками. Ощутимыми, но не более. И может быть, если разработчики не закинут идею, вторая часть поправит ошибки и сможет таки потеснить XCOM на его пьедестале. Ну или DLC сумеют исправить скудность второстепенных операций.