Crest…
…Или «симулятор ненависти к атеистам».
Когда-нибудь я изменю начало своих обзоров, но только не сегодня.
Ибо сегодня – опять спорный проект в стиле «IC так хвалит, но блин, почему мне кажется, что это дичь?»
Просто я всегда стараюсь найти повод сыграть в игру – ведь критики и так полно кругом, и зачастую из-за одного привередливого умника сотня человек так и не попробует лучшую игру в их жизни.
Впрочем, Crest — загадка даже для меня.
Это godsim, но насколько он играбелен, и каковы его шансы на развитие – нужно разбираться.
Окей, попробуем, не зря же я выпил эти три чашки irish.
БЫСТРЕЕ, БЫСТРЕЕ, БЫСТРЕЕ, БОЛЬШЕ ТЕКСТА, ТЫ ПОЗОРИШЬ БОГА ГРАФОМАНИИ, ЕЩЕ БОЛЬШЕ БУКВ И НЕСУЩЕСТВУЮЩИХ СИНТАКСИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ!!!
Итак, сюжетная ветка в Crest отсутствует, ведь перед нами – опенворлд-омагадсим-дайкаяшарахнувонпотомуневерующему проект.
История строится каждый раз по разному, когда игрок запускает новую игру – и за это отвечает случайная генерация мира и специальный мужик в костюме смерти, заботливо записывающий все важные события в спираль времени.
«Пятого дня чаевничал с Карлом Петровичем, а после гонялся за страусом. Пробегал весь день. Ох уж эти крепостные».
«Разожгли костер. Горячо. Съели Петра. Костер потух. Не можем разжечь, ибо только Петр знал, как».
«Оформили платную подписку в Dota 2. Разожгли костер. Съели Гейба Ньюэлла. Не можем отменить подписку, ибо только Гейб знал, как».
Ладно, раз sandbox, значит, и куличи лепить самому.
Итак, перед игроком предстают во всей красе африканского вида острова, на одном из которых явно зародилась разумная жизнь – судя по афроафриканцу, сидящему на каменном монументе и орущему с него на сограждан.
Это – храм, центр города. Вокруг него расположены районы – местные гетто, в которых живут поселенцы.
Фишка данного godsim-а – в абстрактности, я имею в виду, в каждом районе есть свой поселенец, олицетворяющий всех его жителей, ну как в героях одна фигурка крестьян, олицетворяющая сотни нищебродов с вилами.
Также абстрактно представлены эти поселенцы на карте: большая фигурка ходит по острову, охотится, танцует и размножается аплодисментами [да да, аплодисментами, именно так здесь это и выглядит], олицетворяя собой среднестатистического древнего африканца.
Также представлены и животные, и ресурсы, и все остальное.
Чтобы было легче отслеживать их действия, как выясняется впоследствии.
И пожалуй, пришло время описать самую оригинальную идею, что я увидел в игре – метод управления при помощи божественной силы.
Среди всех Black&White-подобных godsim-ов, где можно прямо вот этой вот самой мозолистой рукой, так любившей гонять лысых динозавров по лысым прериям, брать человечка и пулять в океан, Crest выделяется наиболее реалистичной системой осуществления божественной воли – через заповеди.
Никаких огненных шаров с небес – при помощи нехитрой панели указаний игрок волен спускать на грешную землю послания, которые местные жители обязаны выполнять.
Каждое послание состоит из трех вещей – указание «кому» — указание «что делать» — указание «с кем/чем это делать».
Да да, симулятор «Что? Где? Когда?», вы угадали.
И господин ведущий составляет вопросы для знатоков, периодически издеваясь над каким-нибудь представителем банка.
«Господин Айнуров, а знали ли вы, что Half Life 3 никогда не выйдет?»
«Нет, господин ведущий, нет, ВЫ ВРЕТЕ!!! *плачет, утирая слезы золотой кредиткой*
Но было бы очень скучно и нереалистично, если бы людишки следовали заповедям беспрекословно.
А посему они могут воспринять божественные указания в штыки, могут перестать верить в божественность игрока и даже истолковать его послания неверно.
В результате ребята начинают следовать заповеди «умирающие должны нести счастье другим» или «пусть антилопы рожают наших детей».
«Пусть бедные граждане съедают обеспеченных граждан». После подобного возникает желание взять в руки винтовку и пойти штурмовать какой-нибудь дворец в Петербурге.
Таким образом, для успешной игры геймеру-господу нужно учитывать, какой философии придерживаются жители города, как на данный момент у них обстоят дела с ресурсами и насколько голодны львы в округе.
Ведь чем больше городов верят в игрока, тем быстрее у него копятся чернила для новой заповеди – местный аналог маны, некая энергия, позволяющая писать на каменных табличках.
Ведь писать – это тяжкий труд, поверьте мне *в этот момент увлеченно левой рукой строчит неприличное стихотворение, попивая кофеек под лучами солнца*.
Таким образом, чем успешнее и актуальнее заповеди, тем больше вера в Господа.
Смекаешь, патриарх? Не в золоте счастье.
«Свежий выпуск заповедей!!! ШОК!!! Одноногим ветеранам аниме предписывается доить бегемотов по ночам, не пропусти!!!»
Именно подобное выкрикивает со своего постамента правитель каждого города в игре.
Другое дело, что реакция всегда разная.
Я ведь написал «города», верно? Не один, а много городов?
Да, точно, я это написал.
Рано или поздно можно заставить поселенцев расселяться по планете, или же они сами решат этим заняться от переизбытка населения, но что меня порадовало по-настоящему – есть тот самый элемент самостоятельности юнитов.
Например, между двумя враждующими городами может возникнуть третий, который начнет торговать с обеими. А затем вымрет, и война продолжится на его руинах.
Поселенцы могут вообще забить на заповеди и стать успешной державой, именно поэтому важно вовремя приказывать всем верующим городам в округе атаковать гребаных аметистов.
Что также может не понравиться населению, и в итоге господа забудут напрочь, как злого и жестокого любителя насилия [эх, эти игры так нереалистичны, слава какому-нибудь богу, в реальности такой чуши никогда не произойдет].
И игрок обидится и уйдет строить новый мир на соседнем острове, куда, оказывается, уже приплыл и поселился одинокий американец в поисках продажных индейцев.
А затем – как вы думаете, что?
Правильно – война континентов, Евровидение и запуск ядерных ракет.
И вот тут наступает легкая печаль.
Дело в том, что изучать в игре не особо много чего есть – черт, ужасное по составу предложение.
На данный момент проект в стадии разработки [ну естественно, нельзя же просто так выпустить готовый продукт в 2018-ом году, в Steam засмеют], и он рабочий, приятно выглядящий и вполне себе интересный по геймплею [для любителей жанра – точно интересный].
Но проблема в том, что после изучения всех четырех tier-ов развития – строчек с доступными для вписания в заповеди символами – не открывается эпоха античности, и никто не говорит на весь экран «это маленький шаг для афроамериканца и большой шажище для афроамериканища».
Кроме того, не совсем понятна цель игры – при мне поселенцы начали строить какой-то монумент в мою честь, но в итоге после невинного и рационального предложения «пусть бесполезные старики идут кормить собой гиен» перестали в меня верить.
Но ведь старперы все равно только впустую потребляют нужные племени излишки пищи…
Эх, ладно, не построишь в Crest Россию.
Посему дальнейшую судьбу проекта, как обычно, сложно предсказать, но если это не очередной godsim, который забросят из-за каких-либо причин, вроде лени и жадности, то потенциал у него отличный [кстати, другой отличный проект по теме – Universim – все-таки продолжает разрабатываться, так что надежда у жанра есть].
Приятное оформление, хорошая оптимизация, необычная идея, непрямое управление, в конце концов, забавная анимация персонажей – все здесь хорошо.
А самое главное, нет той извечной ошибки игр с непрямым управлением – ни один поселенец не застревает в текстурах, не зависает, а делает ровно то, что считает нужным.
Да, иногда хочется, чтобы вместо больших человечков на экране было видно битву великих армий, но это незначительный недостаток, который скорее вписывается в игровой стиль и позволяет не перегружать компьютер ненужными деталями.
А главное – вы можете оставить этот мир и пойти пить кофеек со льдом, а когда вернетесь, эти тусовщики уже пару раз перевоюют друг с другом, поназаселяют полпланеты и с облегчением начнут вымирать.
А одинокий отшельник на соседнем острове разовьет цивилизацию и запустит свою Tesla в космос.
Это та игра, которая вполне обойдется и без игрока.
И это круто, как по мне – не все же вручную указывать глупцам, где именно им следует строить гребаную шахту.
Всем – по бесконечно преданным фанатичным последователям, и если вы любите писать заповеди на заборах, старайтесь делать это поэтично и глубокомысленно – «Настя легка в своем нраве, как весенний ветер, что так будоражит и лихорадит кошелек состоятельного гражданина».
IC.