Steamworld: Heist…
…Или проблемы паровых отношений.
Вода — это основа всего.
Именно из первичного бульона, булькая клетками и отращивая конечности для успешного ведения бизнеса в условиях палеозоя, появились первые членистоногие и членистомозглые мрази.
Уверенной поступью семеня по поверхности, они прокачивали характеристики, убивали монстров, выполняли квесты и орали с мемасов в голосину.
Многие трудности вставали перед ними, и многие не смогли их преодолеть – но многие, вовремя вкачав интеллект, выжили и вместо того, чтобы продолжать бегать и орать друг на друга с мемасов зубастой пастью, будучи в размере десять с хреном метров, интеллектуалы пошли иным путем, отрастили шерсть и умение мыслить, а также зажигать, и не только огонь.
Время шло своим чередом, и вот уже солидные организмы в деловых костюмах запускают ракеты в космос, попутно выкачивая из недр планеты все полезные ископаемые – то есть из RPG мир превратился в глобальную 4x RTS стратегию.
Занимательная история, не правда ли?
А вот на соседней планете, Вилларибо [это название тоже из палеозоя, не все поймут, немногие вспомнят] паровые роботы не были столь разумны, а посему выкачали всю воду из своей планеты, та рванула, и теперь бедолагам ничего не остается, кроме как летать и воевать за ресурсы по всей галактике.
Я надеюсь, человекам не хотелось бы оказаться глупее паровых механизмов, правда?
Галактика в огне.
Подлые мародеры Железки грабят всех подряд, прикрываясь матерью, а некая могущественная организация под названием Королевские Космические Силы пытается насаждать везде демократию и равенство путем уравнения неугодных в механическую пыль.
Капитан Пайпер, стимбот, комсомолка и просто красавица, пытаясь свалить от проблем куда подальше, попадает именно туда, куда и хотела: на окраину галактики.
Впрочем, можно убежать от проблем, но проблемы от тебя не убегут, а поэтому железки быстро добираются и до глуши.
И теперь, судя по тому, что местные стимботы больше любят бухать по барам и петь, нежели пытаться организовать хоть какое-то подобие обороны, Пайпер и ее команде предстоит потихонечку, полегонечку разрушить коварные замыслы железок.
Геймплей.
Как выразился один пират на одном трекере под одной раздачей, «это больше X Com, чем X Com 2».
Пошаговые бои в пошаговых условиях – действия, очки действий, шаги действий, а что самое важное – ручной прицел, безо всяких там шансов промаха.
Каждый выстрел нужно рассчитывать в соответствии с окружением и положением робота, а различные виды оружия имеют различную дальность и различный разброс.
На мой взгляд, именно это делает боевую систему живой и столь оригинальной: каждый раз, целясь вручную в противника, игрок испытывает УДОВОЛЬСТВИЕ.
А не просто жмет «атаковать» и в ужасе смотрит, как надпись «ТЫ ПРОМАЗАЛ, ЧУДИЛА!!!» выскакивает на экране, руша всю тактику на корню.
Космические корабли-уровни заполнены всякими бочками и прочей хренотенью, которая влияет на бой: за бочками можно прятаться, но за взрывающимися бочками лучше не стоит, поверьте.
Сами корабли совершенно разных форм и поделены на отсеки, а стало быть, грамотное перемещение бойцов в отряде Пайпер позволяет устраивать засады и принуждает к умелой расстановке ребят и последовательности их ходов – каждый шаг здесь важен для победы.
Нет, конечно, можно поставить легкий уровень сложности и просто лезть вперед, но мы же не за этим сюда пришли, верно, пар… [смотрит, как пацан включает autoaim в некоей свежей YOBA-стрелялке], так, понятно, завтракал ты кашей, а ужинать ты будешь в углу, сынок. Да да, там очень жарко, не хватает только котла.
На нормальных и выше уровнях сложности враг вполне способен тактически поиметь интеллект геймера, потом и кровью эволюционировавшего тысячи лет ради того, чтобы проиграть механическим созданиям, часто попадающим в своих же.
Кстати, самая любопытная фишка игры: иногда даже на высоком уровне сложности железоиды мажут, и это часто приводит к срикошетившему в своего же патрону – а значит, подобный момент можно вполне рассматривать как часть успешной тактики прохождения уровня.
Пожалуй, подобного я не видел в играх очень давно.
Сами же бойцы в отряде Пайпер – куча разномастных работяг-раздолбаев, которых можно нанять в местных тавернах.
Игрок, ждавший крутых убер-бойцов с плазменными задницами, получает в распоряжение самых крепких выпивох, которых можно только найти на окраине галактики: первый же боец в распоряжении – механический моряк oldschool-щик, изрядно донимающий своими офигительными историями – именно такие сцепляются с дедом по пьяни и портят всем праздник каждую пятницу.
Дальше – лучше: к примеру, паровая женщина-робот-механик, выглядящая изрядной пародией на деревенских простачек, работающих на заправке в родном Техасе – выражается, к слову, точно так же.
Посему каждый из бойцов – личность, и личность, обладающая своими собственными навыками, которые можно еще и прокачивать.
А вот и RPG подоспел, господа.
Помимо навыков, в игре приличное разнообразие снаряжения – даже пушки делятся на несколько видов, например, снайперские позволяют увидеть траекторию полета пули еще до выстрела, а дробовики поражают своим разбросом воображение игрока.
Куча всяких аптечек и гранат, а также самое важное – шапки, которые можно сбить с головы противника выстрелами, и которые не несут никакой пользы, кроме отличного описания своей истории.
Перед каждым сражением все это великолепие можно распределить между своими бойцами, и механика игра заставляет делать все правильно: даже вовремя примененная аптечка, восстанавливающая 2 HP, при правильном применении способна перевернуть исход перестрелки.
Ведь вся суть схваток в Steamworld: Heist – именно в умении применить максимум полезных действий за один ход.
В идеале – найти укрытие и суметь выстрелить и попасть в голову, причем так, чтобы уничтожить наиболее опасного в данный ход противника.
Математика и чистое удовольствие от попадания во вражескую шапку, господа.
Кроме того, в игре есть обожаемый многими прогресс в кампании – за каждую миссию команда Пайпер получает очки престижа, воду и некоторые другие сокровища, чтобы тратить их на покупку полезных предметов и не менее полезных соратников – ты же не думал, что всякий встречный робот тут же с радостью полезет сражаться за тебя, парень?
Нет, нужно заработать уважение, престиж, те самые звездочки, хайпануть по-полной, так сказать.
Вода же – местная валюта, весьма полезная, и именно поэтому роботам стоит умирать поменьше – ведь в случае провала или отступления с миссии придется неслабо отстегнуть водички на ремонт.
Таким образом, к локальной тактике примешивается еще и некоторая доля экономической стратегии – умение планировать, на что потратить добытые в бою ресурсы.
Из этого и создается ощущение стратегически интересного крестового похода меж звезд – а я обожаю гребаные крестовые походы, ну же, размажь сарацинов, размажь эту крепость повсюду!!!
Стиль.
Космический вестерн под неоновые вывески на барах – ковбойские шляпы и ковбойские диалоги между персонажами.
Здесь все дышит паровой брутальностью и пыльной дикостью свободных от законов просторов Тех… окраины галактики.
И порой бывалый oldfag, случайно увидев отблеск до боли знакомой детали в атмосфере игры, почует травящий душу дух одного крутого сериала начала нулевых – «Светлячка».
Что? Не смотрел «Светлячка», пацан?
Срочно скачай и посмотри, в нынешнее время это куда легче сделать, нежели тогда.
Заодно поймешь, как можно делать шедевры, не прибегая к постельным сценам и убийству персонажей ради остроты ощущений каждые пять минут.
Поймешь, почему многие не смотрят твою «Игру Престолов», пацан.
Потому что они видели вещи куда получше и повзрослее, любитель сисек, нет, я не мог без хейта в этом обзоре, господа.
Да да, разработчики знали, где канон космического вестерна – и отчасти поэтому атмосфера в Steamworld Heist так оригинальна и затягивает сразу, безо всяких сомнений, запоминаясь навсегда.
Особенно когда игрок попадает в первую таверну на своем пути.
Музыка от Steam Powered Giraffe войдет в ваш организм, найдет душу и начнет ее обнимать всеми своими нотами.
Она одновременно и механически паровая, и лампово теплая – и по праву может считаться одним из лучших soundtrack-ов к играм всех времен [хотя согласен, в этой категории внушительный список проектов].
Та самая деталь, что закрепляет за игрой налет шедевральности – и вот перед нами не просто интересный платформер с приятной механикой, а целая история не хуже, чем у какой-нибудь Telltale [мир их праху, с возможностью выбора вариантов надгробия].
И обязательно попробуйте послушать игру без музыки – вы услышите приличное количество звуков, создающих атмосферу – различные стуки и скрежеты, озвучка реплик роботов, ну и главное – всеобщий дух свободы и приключений.
Если бы не детали, перед нами была бы очередная пошаговая indie-пострелушка – вот почему их так много в магазине Steam, безликих и безголосых.
Не могу сказать, что это шедевр на все времена – но многие считают игру таковой, и я понимаю, почему.
Она действительно очень хороша и крепко сбита, хотя процесс может и поднадоесть по мере прохождения – но это проблема почти всех игр [естественно, кроме Minecraft].
Оригинальность, собственный стиль, затягивающая игровая механика – возможно, на один раз, но на приличное количество свободных вечеров, и я бы советовал сразу ставить максимальный уровень сложности – тогда каждая схватка будет действительно неплохой задачкой для ума.
А самое главное – стоит еще поискать столь же стильный и при этом душевно тепло энергосберегающе-ламповый проект, коим является Steamworld Heist.
Всем – по бутылке вкусной простой воды в ваш паровой реактор, и не стоит слишком ненавидеть вейперов – ведь, возможно, это часть их паровой жизнедеятельности.
IC.