Оглядываясь назад: Mount & Blade…

Оглядываясь назад: Mount & Blade…

…Или день, когда «графека» остановилась.

Все вы знаете, про что я сейчас буду писать.

Все вы играли в M&B, а кто не играл, тот просто врет, потому что стесняется ярлыка M&B на своем рабочем столе среди CoD, Battlefield, Assassins Creed и прочих лидеров мирового рынка по яркости впечатлений от количества взрывов и ЭКШОНА на мониторе.

Но примерно раз в 3 месяца этот парень тихонько, пока никто не видит, запирается в комнате, трогает мышку за неприличные места и запускает M&B, чтобы вновь почувствовать, что такое – «Я поддерживаю Я».

И сегодня мы поговорим [эта фраза вечно звучит как признак шизофрении] о том, почему M&B – чертов феномен среди игровой индустрии.

Почему так громко? Почему феномен?

Найдите мне, кроме Battle Brothers, еще один похожий проект.

Без шуток, я бы хотел узнать о чем-то подобном, выпущенном до M&B – поскольку, несмотря на мой обширный опыт в плане игры во все подряд, аналогов я не встречал.

Это лютая смесь action, openworld, sandbox, RPG, с элементами стратегического геймплея и еще черт знает чего – и все в одном флаконе.

Нет, новый жанр ребята из турецкой [!!!] TaleWorlds не создали – но умудрились смешать в кучу столько всего, что это явно не типичная action-RPG.

Попробуйте сходу определить жанр игры по этому скриншоту. Да да, вы угадали, симулятор московского метро.

Что же так прочно затягивает нас в этом мире средневековой жестокости, заставляя нет-нет да и начать новую игру за кергита-торговца, чтобы огрести свою порцию унижений уже при первом путешествии?

«Я буду пить из твоего черепа, как из кубка. Я – псих. Я в количестве 10 человек против ваших 137. Я – морской разбойник».

 

Пожалуй, главной причиной служит тот самый элемент openworld-sandbox – неплохих размеров песочница, где и без игрока происходит столько всего, что первое время геймер даже чувствует себя слегка в стороне от игры.

«Свадия захватывает замок Телльборг у Норды» [простите мне возможные огрехи в фразах, я привык играть в английские моды, а там Looters нападают на Sea Raiders близ Shapeshte].

«Король Яроглек попадает в плен».

«Ялиб разорен силами Ярл Хаэда».

Жизнь кипит, и мало в какой RPG она кипит столь самодостаточно.

Просто попробуйте сыграть в течение недели в игру и понаблюдайте, как будет меняться обстановка на карте: державы будут менять границы своих территорий, заключать союзы, разжигать войны и вообще вести себя так, будто игрока здесь и нет.

Сверху все так спокойно. Но стоит приблизить…

Если же не реагировать на дела в местном мире и сосредоточиться на развитии персонажа, то и здесь можно найти то, чего вы не найдете в других RPG.

Я называю это «чувство гордости за своих парней», вы можете называть это «мужская дружба», а кто-то назовет это «мои мальчики опять справились без меня» — но все мы понимаем, что говорим об одном.

О том самом чувстве, когда после победы все твои воины начинают люто орать и радоваться.
Это непередаваемое чувство встречается не так уж и часто в играх – в основном это стратегии вроде HoMM или серии Total War.

Но там это воспринимается отстраненно – ты смотришь на своих бойцов сверху, как некий бог мышки и клавиатуры, и лишь грустно улыбаешься, зная, что на следующем ходу твою столицу все равно захватят, и пускай парни порадуются последней победе.

В M&B же ты стоишь на поле боле, весь обагренный кровью, вокруг вперемешку лежат трупы врагов и павших союзников, небо ярко сияет солнечными лучами, а ребята вокруг славят твое имя и вашу общую победу – ты там, и ты до сих пор ощущаешь, как в начале боя несся на противника, а за тобой, бешено размахивая оружием, неслись твои воины.

Ни одна стратегия не передает этого чувства столь ярко. Ведь ты лично тренировал этих воинов, и тот парень в нелепой одежде, которого вечно оглушали в каждом бою дубинами,  нынче уже хускарл и прошел с тобой каждый от шаг от самого первого сохранения в игре…

…Чтобы потом убежать из-за низкого боевого духа в отряде.

Mount & Blade – одна из самых жестоких и несправедливых игр по отношению к игроку.

Любовь это… Когда вы вдвоем добиваете противника.

Третий элемент – элемент freelancer, та самая свобода действий без каких-либо ограничений.

Множество разработчиков заявляют, что их грядущий проект будет свободен, как Кипелов в плейлисте, и основная сюжетная ветка не будет ограничивать геймера в его действиях, но мы то с вами знаем, как иногда напрягает висящий в углу значок – «вам пора бы уже и спасти королевство», и что такое – настоящая свобода.

А настоящая свобода – это когда основного квеста нет вообще.

 

Игрок помог торговцу в Warband уладить его дела, попутно познакомившись с геймплеем M&B – и все.

Он не будет просить геймера съездить в другой город, чтобы помочь его родственнику, его темное прошлое не потревожит совесть игрока, а никакой древний орден не замыслит сжечь его дом.

Он просто даст персонажу денег, и тот попадет на карту игрового мира, который ему предстоит исследовать.

Тверже жизненной позиции не встречал. Собственно, вся суть персонажей M&B.

При этом заняться можно чем угодно – игрок может отыгрывать роль бандита, наемника, торговца, работорговца, верного вассала короля, а может просто взять и сам создать свое королевство – согласитесь, невероятная цель для любого другого проекта.

И вот у геймера уже есть своя столица, свои вассалы, свой советник, свой сундук в спальне, доверху набитый предметами, которые уже не будешь носить, но и продавать не хочется — а вдруг представится случай надеть?

Опьяняющее чувство власти, пусть даже и над виртуальными человечками – в Taleworlds знали, что любят низменные и алчные игроки современности.

Они любят грабить, убивать, пленять пленников и угонять 21 единицу скота из деревень, чтобы порубить их и продать.

Пока какой-нибудь лорд не нагонит игрока и не воздаст ему по самые очки здоровья – и геймер не возденет руки к небу, поражаясь несправедливости и жестокости этого мира.

Здесь даже можно ухаживать, читать поэмы, дружить с лордами, ходить на праздники и жениться – да да, я вижу, как некоторые из вас бросают играть в Sims после этого скриншота.

Жестокость происходящего служит третьим элементом, который вынуждает играть в Mount & Blade – ведь это невероятная мотивация.

«Чертовы разбойники опять взяли меня в плен – я клянусь очистить карту мира от них и мстить до конца игры каждому отряду ублюдков, которых сумею догнать!!!»

«Король Гравет опять отдал захваченный мною замок другому – я клянусь предать эту мразь и под знаменами Свадийцев отбить замок вновь, чтобы Король Харлаус присвоил замок себе, и я смог поклясться предать Короля Харлауса, чтобы…»

«Эта чертова свинина опять сгнила – я клянусь, что никогда больше не куплю этот чертову сви…»

Мало какой проект мотивирует мстить за неудачи так же яростно.

А отсюда что? Отсюда реиграбельность, злость и стремление стать лучше, чтобы убивать больше.

И я бы на месте разработчиков вообще убрал бы возможность сохраняться вручную – только автосохранения после каждой проигранной битвы, только ненависть, только горечь поражений, только беспричинное желание убивать всех встреченных NPC подряд.

Примерно так M&B и ощущается на ранних этапах прокачки: голый и вооруженный дубиной игрок пытается не огрести от сурового бронированного мира игры.

Казалось бы – вышеперечисленные элементы итак способны затянуть игрока на несколько месяцев игры, куда больше?

Да куда угодно – ибо разработчики оставили исходники весьма доступными для модификаций, более того, на сегодняшние день M&B – одна из самых «модифицируемых» игр в мире.

Не в последнюю очередь благодаря хорошей площадке для фантазии и относительной легкости модифицирования.

Даже без особых утилит при наличии некоторых знаний можно заменять музыку в игре, звуки, имена и названия городов, цвета фракций – ведь все прописано в текстовых файлах, лежащих в папке с игрой.

Когда же за дело берутся профи…

…На выходе мы имеем невероятно интересные по геймплею и наполнению моды, вроде The Third Age по Властелину Колец, Star Wars Conquest, с лазерными мечами и вуки по вселенной Звездных Войн, A World of Ice And Fire по играм Престолов и еще множество качественных проектов на основе фантазии самих игроков, а также кучу исторических модов, освещающих самые разные временные события – от походов викингов аж до второй мировой.

Ну и наиболее любимый мною мод, в декабре прошедшего года обновившийся и наконец-таки достигший статуса полноценного, качественного продукта — Phantasy Calradia, основывающийся на оригинальной игре, но при этом добавляющий в игру несколько новых фэнтезийных рас, возможность играть за разные классы и, внимание, самую настоящую магию.

Затягивает аки Heroes III, которую я наконец-таки недавно установил.

Да да, это тоже Mount & Blade.

А еще можно упомянуть битвы замером до тысячи человек при установке нужных модов и высокой производительности компьютера, масштабные осады замков, а также онлайн-мультиплеер на сотню игроков и даже выше – а впереди нас ждет вторая часть, Mount & Blade: Bannerlord, уже давно разрабатываемая Taleworlds, что намекает на близящийся релиз.

Вот вам тот случай, подтверждающий наглядно – графика вообще не показатель качества.

Можно нарисовать отличные модели противников, красивые пейзажи, прикрутить невероятную физику полета пуль – а игрок поиграет в это пару-тройку часов, плюнет и пойдет рубить родоков в свою низкополигональную, отвратительно выглядящую, с застревающими в камнях трупами Mount&Blade.

Потому что геймплей – это основа, как бы многие ни старались опровергнуть сей факт.

А Mount & Blade – это феномен, просто признайте это.

Всех – с наступившим, и Я поддерживаю Я в этом году, а вам – 300 динар на покрытие расходов военной кампании и немного уважения.

IC.

 

О нас

Безумно. Легально. Бесплатно.