Игровые композиторы: Звуки приключений…
…Или те, кто создает атмосферу.
После столь «волшебного» заголовка я просто обязан завершить статью сражением подростков-магов со злым чудовищем из Роскомнадзора, а вам придется читать все повествование глубоким голосом старца-рассказчика, поэтому я искренне приношу свои налоги в бюджет своей страны, а также извинения вам за причиненные удобства.
Итак, что нужно для хорошего шоу? Чтобы оно запомнилось всем? Чтобы детишки визжали от счастья, взрослые с улыбкой на лицах понимали, что потратили деньги не зря, а дедушка Джейми в углу вытирал слезу украдкой, говоря, что даже чертовы гуки во Вьтенаме не были так талантливы?
Сюжет постановки? Да. Хорошие актеры? Да, конечно. Яркие и качественные декорации? Бесспорно.
А теперь представьте, что все это происходит в тишине. Это яркое шоу, павлины расхаживают по сцене, танцовщицы танцуют, а смешной карлик делает сальто лицом в торт.
Хэй, парень, а мы точно на шоу? Все это как-то странно выглядит. Какая-то самодеятельность.
Неужели они не могли найти хотя бы самого завалящего музыканта?
Всю атмосферу разрушили, пойдем отсюда, верните мне деньги за билет. И те деньги, что я оставлял в кармане куртки. В смысле не оставлял?! Ах ты жирная с…
Jeremy Soule, или душевный Джереми.
«Джереми Соул родился в семье художницы и учителя музыки в 1975 году в городе…» — стоп, да кого это колышет? Мы в ХХI веке, мы лишены души и любим через смартфоны, да нам вообще плевать, где он там родился. Пойдем, подключимся друг к другу через USB. Черт, переверни, почему ты вечно не можешь вставить с первого раза?
Так вот, если вы хотя бы немного считаете себя разбирающимся в играх человеком, то незнание этой фамилии [и имени] тут же сделает вас выпендривающимся диванным критиком.
Количество игр, саундтреки для которых написал Джереми, стремительно приближается к сотне, а это, на секундочку, минимум 10 композиций для каждой.
То есть большую часть свое жизни старина Соул только и делал, что размышлял, насколько подойдет приключениям обезьянок МАРШ С БАРАБАНАМИ И ХОРОМ КОСМИЧЕСКИХ ДЕСАНТНИКОВ.
Total Annihilation, Icewind Dale, Baldurs Gate, Dungeon Siege, Neverwinter Nights, Star Wars: Knights Of The Old Respublic, [задерживает дыхание и поправляет иконку Императора на столе] WARHAMMER: DAWN OF WAR, Company Of Heroes, Warhammer: Mark Of Chaos, The Elder Scrolls: Morrowwind, The Elder Scrolls: Oblivion, Supreme Commander, [дыхание учащается] The Elder Scrolls: Skyrim и даже набор музыки для Dota 2 — Соул пронизывает историю видеоигр чуть ли не от начала чуть ли не до конца, и при этом делает это столь разнообразно, что хочется аплодировать стоя.
Музыка Джереми – это оригинальные мелодии, котрые мгновенно запоминаются и вызывают желание срочно добавить их к себе в плейлист, причем это может быть как тихая и спокойная мелодия лесов и полей, так и бравурный марш, под который хочется встать на баррикады и запретить уже наконец Mail.ru покупать все подряд.
Попробуйте сказать, что хотя бы одна игра из перечисленных в списке выше — не стопроцентный хит.
А потом зайдите на Википедию и прочтите весь список игр, к которым приложил свой инструмент Джереми.
Да да, выпей воды и прими таблеток, ты только что узрел Господа.
Jesper Kyd
Да да, вы тоже прочитали это как «Джеспер Кид», но на деле это Йеспер Кюд. Ну ну, не плачь, ты же не знал.
Если Джереми – Бог, то Йеспер – подбог. Полубог. Сын Божий.
Саундтреки к почти 50-ти играм делают этого парня любимцем публики и возносят его имя и гонорары до приличных высот, а все благодаря серии Hitman и этому вашему Assassins Creed [сжимает зубы от злости, но виду не подает].
А кроме того – Gears Of War, Kane & Lynch, Borderlands, Darksiders II и даже недавняя Warhammer: End Times – Vermintide.
Музыка Йеспера – это всегда гармонично вписывающийся в мир игры звук, это именно саундтреки, вырвав которые из проекта, можно разрушить всю атмосферу.
Наиболее понятным примером может послужить State Of Decay – Кюд сочетает в своих композициях чувство зомби-апокалипсиса и дух американской глубинки одновременно – и когда, отбившись от стаи зомби и вытирая пот со лба, игрок видит восходящее над заброшенным городом солнце и слышит мечтательный мотив акустической гитары – ради таких моемнтов саундтреки и существуют.
Это то самое настоящее волшебство.
Inon Zur – Инон Зур, нет, не Айнон и даже не Айнанэ
Человек, потому что скрывает свою инопланетную сущность за улыбкой, трудяга и незаслуженно редко упоминаемый в титрах композитор.
Список проектов, к которым написал музыку Зур – я был слегка удивлен, ведь его имя действительно редко светится на виду, и находится, как правило, после специалнього поиска саундтреков к игре в сети.
Так вот, это Fallout Tactics: Brotherhood of Steel, Baldur’s Gate II: Throne of Bhaal, Icewind Dale II, Men of Valor, Warhammer 40,000: Dawn of War: Winter Assault, Prince of Persia: The Two Thrones, Twisted, мтаь его, Metal: Head On, Company of Heroes: Opposing Fronts, Crysis [только что зафиксирован резкий подъем уровня заинтересованности к статье среди подрастающего поколения], Fallout 3, Dragon Age: Origins [на мой взгляд, лучшая работа Инона, спасибо тебе, Зур, за невероятно тонкую заглавную тему], The Lord of the Rings: War in the North, TERA, RIFT, серия EverQuest II и знаменательный Fallout 4.
Да да, при прочтении списка создается ощущение, что Инон вечно доделывал то, что выкинул из окна ВЕЛИКИЙ Джереми Соул, но на самом деле чаще всего они работали вместе, что Инон умеет делать очень хорошо – ведь половину саундтреков к серии Prince Of Persia написал именно он.
А еще – эти ваши Fallout-ы и легендарная Syberia, последняя часть которой 2017-го года выпсука также была отдана в руки Инону.
Есть боги, а есть просто работяги, который отлично делают свое дело.
Впрочем, музыка Инона – это атмосферные композиции, да, иногда им не хватает «особенности», ярких частей или чего-то еще, но они всегда сочетаются с текущим моментом игры, кроме того, именно Инон прекрасно умеет создавать протяжные композиции с этническими или связанными с атмосферой игрового мира мотивами.
Ради интереса просто проверьте, в скольких ваших любимых проектах он засветился, при этом скромно прячась за именами основных композиторов.
Tommy Tallarico
Томми — чувствительный мальчик, при прочтении списка проектов которого я понял, кто здесь душа компании.
Просто послушайте — Prince of Persia [САМАЯ ПЕРВАЯ, БОЖЕ МОЙ], Disney’s Aladdin, Earthworm Jim, Mortal Kombat Trilogy, MDK, чудесная Wild 9, Spider-Man, Evil Dead: Hail To The King, The Bard’s Tale, Unreal Tournament 2004, Twisted Metal Small Brawl, Messiah, Sacrifice, Metroid Prime…
Кажется, Джереми только что стал слегка менее божественным.
Ведь именно Томми создал звуки из детства очень многих, фактически целого поколения геймеров. Кроме того, в большинстве проектов он нередко был связан с разработкой игры, в плане музыкального дизайна, так что в титрах имечко Томми исправно на месте.
А самое страшное – Томми причастен к работе над музыкой в около 250-ти игровых проектах, большинство которых пришлось на 90-ые годы прошлого века и нулевые нынешнего.
Масштабненько, не правда ли? Фактически тянет на звание «легенда игровой индустрии».
Музыка Томми чаще всего звучит в забавных и необычных проектах, но при этом она сама по себе может быть как насмешливой, так и вполне серьезно-проникновенной на более поздних этапах творчества.
Впрочем, ребята – Earthworm Jim. MDK. Bards Tale.
Этот парень недолго может быть серьезным.
Junkie XL
Junkie XL – псевдоним Тома Холкенборга, принесший ему славу, деньги и доступных женщин. Сам Том всего лишь пожинает плоды успеха, ни в коем случае не притрагиваясь к работе. Все делает Junkie.
Если вы слышите во время игры что-то взрывное, яркое и пытающееся вырвать вас из повседневности в красочный мир игровых событий – это наверняка Junkie XL.
Посудите сами – серия Need for Speed, Gran Turismo, Demolition Racer, Test Drive 5, серия Burnout, некоторые из частей FIFA, Mirror’s Edge, God of War II, TD Overdrive: The Brotherhood of Speed, Forza Motorsport, Dance Dance Revolution SuperNova 2 – что из этого вообще способно остановиться хоть на миг?!! Да даже его треки в серии Sims симы включают куда чаще, чем остальные.
Особенно динамичная, сумасшедшая по накалу страстей и напряженности взрывного геймплея EVE Online – да да, он даже там отметился. Нет, лишь отметился, основной композитор — Jon Hallur.
Собственно, особенность Junkie XL в том, что он редко пишет саундтрек для всего проекта полностью – чаще всего это несколько или даже одна композиция, но чаще же всего именно они и запоминаются игрокам навсегда.
Музыка Junkie XL – это яркое техно в уличном стиле, иногда с истерично-отличным женским вокалом, заставляющее жать педаль газа на полную и нестись вперед по сияющим дневным или сверкающим ночным улицам мегаполиса в попытке обогнать всех.
Композиции, несущие жизнь.
Sonic Mayhem
Если вашему проекту срочно понадобился мрачный индустриальный звук в стилистике беспросветной крутости, то помочь смогут только эти парни.
Серия Quake II, Hellgate: London, Dark Messiah Of Might And Magic, Prototype, The Long Dark, Borderlands, Deus Ex Mankind Divided – не так много хитов, но треки Sonic наполняют атмосферу этой игры механически-тяжелым звучанием демонов и шипастых машин убийства.
Quake не был бы тем самым Quake, если бы в ушах игрока не раздавались эти звуки насилия при помощи металлических предметов.
Чем и можно охарактеризовать звучание Sonic Mayhem – тяжело, постоянно металлически звенит и говорит слушателю, что вот это все сейчас – оно действительно круто, но круто по-серьезному, и геймер здесь не в игрушки играет.
А главное – насколько хорошо подходят эти композиции для беспрерывного action в мире будущего, и как же беспросветно жестоки и циничны звуки будущего в Hellgate и Borderlands.
Stuart Chatwood
Я не мог не вставить сюда имя этого композитора.
Несмотря на малый список проектов, в которых Стюарт принял участие, было бы кощунством не упомянуть его здесь.
А все благодаря серии Prince Of Persia – игр, показавших, как саундтрек способен влиять на игровой процесс.
Будем честны, именно в Prince Of Persia action происходящего и звук сплетаются воедино, создавая уникальный сплав, который затягивает и не отпускает игрока от начал до конца.
И именно здесь вовсю раскрывается потенциал саундтрека, как неотъемлемой части игры – не просто тематический фон, а заставляющая почувствовать восторг от момента музыка.
Те же побеги от главного злодея – музыка делает их куда более напряженными и эпичными, другого слова просто не подберешь, ведь согласитесь, чаще всего в подобных случаях играет стандартный, слегка напряженный трек, который всего лишь сигнализирует о том, что геймер участвует в боевой сцене.
Это всего лишь мое скромное мнение, но именно после Prince Of Persia разработчики стали чаще привлекать музыкальных исполнителей к написанию музыки для игр, а саундтреки стали еще более разнообразными.
Да, до этого музыка уже звучала в FIFA и NFS, но это не были специально написанные для игры треки.
Пожалуй, в этом и особенность работы Стюарта. И тем радостнее было услышать его в Darkest Dungeon, где неожиданно звучит мрачный ambient, который несмотря на свое вроде бы стандартное «саундтрековое» звучание, запоминается.
На самом деле, на данный момент количество музыкальных композиторов велико, и перечисленные выше – это лишь самые известные и именитые.
Steve Jablonsky, вездесущий Hans Zimmer, Kai Rosenkranz, Tracy M. Bush, Michiel Van Den Bos, волшебники, написавшие саундтреки для Heroes of Might And Magic – Paul Romero, Steve Baca, Kevin Manthei, Mark Morgan, Simon Viklund, Timothy Michael Wynn, Robert Prince, David Wise – все эти имена ничего не скажут вам, но каждый из них принял участие в создании хитов игровой индустрии на протяжении всей ее истории.
На сегодняшний день в играх используется невероятное разнообразие жанров музыки – от обычного ambient до экспериментов с dubstep и прочими электронными жанрами, особенно меня впечатлил саундтрек Crusader Kings II – весьма смелый и удачный эксперимент – слышать электронное звучание и элементы пресловутого dub в исторической стратегии.
А вспомните, какое влияние оказала на игровое сообщество Hotline Miami? Synthwave, 80-ые, невероятный стиль и жестокость напомнили миру о все еще живом жанре музыки, и о том, насколько он может быть стильным и современным.
Ну и конечно, все эти Blinding Of Isaac, Crypt Of Necrodancer и Enter The Gungeon, спасибо Danny Baranowsky и ему подобным – на сегодня подобное звучание прочно оккупировало множество indie и не только проектов.
Саундтрек всегда был важной частью игрового процесса, и с каждым новым игровым проектом композиции становятся все сложнее и качественней, что не может не радовать.
Всем – по хорошей музыке в плейлисте, и помните – что для вас – звук бетономешалки, для кого-то – симфония.
IC.