Football, Tactics And Glory…

Football, Tactics And Glory…

…Или казуальная мерзость, приносящая радость и удовольствие.

…IC напряженно сжимал всю свою честь и совесть в руках, а именно управление защитником нидерландского футбольного клуба Exelsior, что не менее напряженно шевелил анимацией, пытаясь отобрать мяч у набирающего обороты по его флангу коренного нидерландца Юсуфа Мухтара, что вышел на матч заряженным, аки ствол не видевшего 30 лет женщин баобаба.

И вот они остановились, как вкопанные, на границе штрафной. Юсуф хитро повел бровью, защитник нервно смахнул пот со лба.

Одно движение – и классическим финтом «текстуры нападающего проходят сквозь текстуры защитника» Мухтар ворвался в штрафную и одним касанием направил мяч в сетку ворот.

— Собака!!! — вскричал IC, в гневе ударив кулаком по столу. Но Мухтар уже не слышал его, радуясь забитому голу, аки свежей кости.

Это был десятый матч подряд, в котором при равном счете на последних минутах Юсуф неожиданно вдохновлялся, аки норвежский спортсмен после препарата от астмы, и при любых условиях вколачивал голы в ворота Exelsior-а.

— С меня хватит, FIFA, — IC выключил игру и грустно уставился на не закрытую в браузере страницу с надписью «пошаговый футбольный менеджер».

— Ну может, хоть здесь молитва Иисусу не позволит игрокам обойти физику и холодные, неприятные цифры, — со скепсисом устанавливая игру, вздохнул IC.

Игра мрачно улыбнулась ему в ответ, выводя на экран 3D-модельки игроков.

Первое правило клуба казуалов – в непредвиденных обстоятельствах всегда жми кнопку «Е».

Второе правило клуба казуалов – все, что содержит больше двух цифр в описании – должно быть подвергнуто нещадной критике и гневным просьбам выпустить патч, облегчающий игру.

Третье правило клуба казуалов – никому не говорить о том, что это из-за тебя игрострой катится в задницу, потому что ты не покупаешь слишком сложные игры, вроде стратегий или менеджеров.

Ладно, ладно, я не мог удержаться от подобных цитат, поскольку на глаза мне попался весьма казуальный на первый взгляд проект – пошаговый футбольный менеджер, больше всего похожий на мобильное приложение для знакомств.

«Сигурдссон, исландец, Скорпион, холост, нападающий, атака – 42, пас – 7, защита – 9, контроль мяча – безудержный».

В главном меню три футболиста с радостной анимацией лиц перепасовываются мячом, а три пункта выбора типа игры в меню наводят на мысль поскорее выключить все это и скачать нормальный футбольный менеджер.

Но любопытство журналистов уничтожает политиков, а нажатие кнопки «Новая игра» — время.

Безудержное веселье.

И вот перед игроком появляется меню кастомизации команды.

Конечно, можно сразу же начать играть за такие знаменитые английские и не только клубы, как «Восточный Лондон» или «Пригород», но естественно, возможность создать команду из одиннадцати древоходов, дать им собственный герб, форму, цвета и назвать все это «Черчес Юнайтед» — что может быть лучше?

Причем команду игра создает сразу – и лучше создавайте английскую или любую другую европейскую, ибо гораздо легче разбираться в фамилиях вроде «Смит», «Конноли», «Джонсон», чем быть как я и потом пытаться вспомнить, кто центральный полузащитник – Сигмундссон или Сьелькенссон.

Так что каждый раз в руки игрока попадает свора не обученных толком дуболомов, из которых геймеру предстоит создать первоклассный клуб премьер-лиги, для начала проведя его по трем предыдущим лигам и при этом не истратив все деньги на алкоголь и женщин.

Кроме того, у исландского футбола есть свои особенности, например, поля из чистейшего кокаина.

И сразу же FTG проявляет свою оригинальность – стартовая любительская команда игрока в основном состоит из катающих мяч на дворовом поле тридцатилетних мужичков с пузиком, судя по характеристикам.

Меня весьма развеселила эта особенность – из-за того, что игра не хочет давать геймеру спуску, все молодые футболисты из собственной школы юниоров будут примерно лет 29-ти – согласитесь, еще совсем зеленые для футбола юноши.

И я понимаю игру – школа, университет, попытки построить карьеру, неудача, алкоголизм, житье на свалке – ну здравствуй, родной клуб, я готов к футболу.

Правда, для трансферов поначалу тоже доступны лишь старички, посему нужно уметь прокачивать то, что есть, и пораньше нанимать тренеров юниорской школы.

Как видим оп прическам, кто-то только отслужил, а кто-то – уже отсидел.

Итак, в возможностях игрока здесь – смена расстановки футболистов на поле, определение типа их тренировок, выбор навыков, развитие клуба в плане инфраструктуры и даже получение писем по электронной почте, чаще всего от президента клуба, который, судя по заданиям, ярый букмекер и периодически требует то забить пушечным ударом в ворота противнику, то три раза за матч провести обводной финт, а то и забить после прострела с фланга.

За выполнение заданий – способен заплатить аж 10 000 дол… золотых? Я так и не разобрался в местной валюте, но видимо, в Исландии до сих пор в ходу золото.

За невыполнение президент грубит и пишет, что разочарован в игроке.

Впрочем, я, как настоящий матерый тренер казуальных команд, слал к чертям-юристам его задания и был нацелен лишь на результат.

Как его добиться?

Самое время поговорить о геймплее.

Горбачев передает игроку бразды правления ССС… клубом.

«Пошаговый футбол». Звучит как игра нашей сборной до ЧМ 2018, не правда ли?

Перед игроком раскидывается зеленое клетчатое поле, на котором все игроки уже на своих позициях – в той формации, которую выставил геймер перед матчем.

На каждом ходу у игрока будет по три очка действия, и на что их потратить, решает он сам.

Пробежать футболистом, сделать пас или пробить – на любое действие, кроме особых, тратится одно очко [футболиста, хи хи хи *впадает в сарказм*].

Таким образом, классическая схема гола – пас нападающему и удар. Ну или же отбор мяча у противника, пас нападающему и удар. Ну или же отбор мяча, пробежка по флангу и удержание мяча.

И все это было бы очень просто для нормального игрока и вполне себе challenge для казуала, если бы не параметры футболистов.

Угадайте, какой вариант выбрал бы Неймар.

У каждого древонога на поле есть четыре параметра – точность, пас, защита и контроль.

Они влияют на разные показатели в зависимости от того, есть мяч у игрока или нет, но суть проста – точность влияет на точность удара, пас – на качество передач, защита – на навык отбора, а контроль – на навык удержания мяча.

Я не то чтобы казуал, но признаюсь честно – все это так, Неймар мне в актерскую школу, расслабляет.

Так вот, вся изюминка в том, что во время любого действия у футболиста игрока и футболиста противника бросаются два кубика, величиной от нуля до максимального значения данного параметра – и у кого больше, тот и пойдет сниматься в постельной сцене.

Иными словами, если у нападающего точность 51, а у вратаря навык защиты – 41, то скорее всего, нападающий забьет.

Казалось бы, все слишком просто.

Но нет.

Да да, вот тот экран, после которого казуалы удаляют игру.

В игру вступают формация и личные специальные навыки футболистов.

Скажем, при выходе один на один нападающий с точностью, большей, чем параметр защиты у вратаря, скорее всего, забьет.

Поэтому перед ним располагается защита – и чем больше защитников перед мячом, тем больше бросков кубика при ударе придется совершить.

Кроме того, отдельные защитники обладают способностью автоматически смещаться под мяч во время хода атакующей команды, прерывать пасы и вообще вести себя нагло и несдержанно, что иногда в итоге приводит к штрафным.

И если поначалу это все действительно выглядит как простой расчет, то по мере перехода из лиги в лигу у каждого футболиста все выше параметры и все изысканней навыки.

И вот уже игра превращается из «пас – удар – гол» в «как мне сохранить мяч и куда поставить нападающего на этом ходу, чтобы на следующем я мог совершить прицельный навес и забить гол с нужной позиции?». Становится нужным умение рассчитывать расстановку игроков и продумывать следующий ход.

Игра хитро берет за основу принципы настольных игр, в которых нужно уложиться в определенное число ходов, и вставляет их в футбол.

И что страшно – это невероятно затягивающе работает.

Погода влияет на поведение мяча. Можно удалять FIFA с компьютера.

Я отыграл целый сезон за 3 часа и хотел еще. После FIFA это ощущалось как глоток свежего кофе после разливного пива из подвальной закусочной.

На мой взгляд, именно подобная простота в первую очередь и привлекает в Football, Tactics And Glory.

Минимум параметров и максимум соображалки, как уложиться в три хода – в итоге каждый матч играется быстро, но неумение играть влечет за собой постоянные поражения.

При этом нет ощущения, что все решает великий random – напротив, чаще всего игрок понимает, что пропустил из-за поставленного в защиту футболиста с низким параметром этой самой защиты, который никак не смог помешать нападающему противника с высоким параметром точности забить гол.

Одна из немногих игр, где замены работают очень эффективно. Ну или наоборот – если недоглядеть за игрой, формацией и параметрами футболистов противника.

Честно, я был поражен, сколь легко FTG увлекла меня и не вызвала желания усталости от происходящего, при этом заставив немного поднапрячь мозги.

Неужели я становлюсь казуалом? Вот черт, пора запускать что-нибудь старое и RPG-шное.

И чтобы обязательно нужно было прыгать с неровных уступов и неудобной камерой – вот где человек проверяется на прочность.

Именно так выглядит суровая мужская дружба.

На самом деле – на удивление спокойная, приятная и лишь чуток казуальная игра – особенно это становится понятно в момент ухода ключевых игроков из состава.

Нужно правильно совершать трансферы, тренировать игрокам нужные параметры, каждый раз анализировать формацию и слабости противника – и здесь это не красивая примочка, как в какой-нибудь FIFA, здесь все эти детали лаконично вплетены в процесс – «чтобы победить, мне нужно изменить формацию, выставить против трех нападающих противника пять защитников и назначить в центр полузащиты парня с навыком «длинный пас», чтобы без проблем доставлять нападающим мяч из центра поля».

И в результате любого тактического действия достигается определенный результат – есть прямое понимание того, за счет чего был забит или пропущен гол, и что нужно сделать, чтобы это исправить.

Конечно, это на random-истичные валидольные матчи в Blood Bowl 2, но и не clicker или непонятный в плане влияния игрока на процесс футбольный менеджер.

Здесь все просто и сложно одновременно, но в любом случае – в это приятно и интересно играть.

Всем – по дополнительному действию каждый ход, и если вы взяли с собой в набег Пэттинсона, а не Хальдгримссона, то не удивляйтесь, если где-то прямо сейчас в лесу одной девушке бородатый накачанный мужик признается в том, что он – «викинг, Белла. Ты спрашивала, откуда эта холодная бледность, невероятная сила и желание чужой крови? Я викинг».

IC.

Информация

Безумно. Легально. Бесплатно.