Elex…

Elex…

…Или «Ты даже не аколит!»

— Стоять, кто ты, именем закона?! —
— Я хотел бы войти в город. —
— У тебя есть допуск? —
— Нет, но я хотел бы войти в город. —
— Только праведные и честные, те, кто принимает учение Калаана, могут войти в город! Мы не принимаем всяких неверующ… —
— Вот, у меня есть 500 осколков. —
— Проходи, о подлинный сын Калаана, да восславится твоя непогрешимость в веках!!! —

Теперь, когда вы поняли, почему все наперебой орут: «Это что, Gothic?», «Снова Gothic», «Они сделали Gothic в sci fi сеттинге», «Сегодня поиграем в новую часть Gothic от Piranha Bytes», «всем привет, дорогие друзья, сегодня я буду играть в Elex, которую все за глаза называют очередной Gothic от немцев…», я хочу от всей души и со всей искренностью заявить: это не та Gothic, о которой вы думаете.

Да, это Piranha Bytes. Да, это многословные квесты с подставами и сомнениями в моральных качествах NPC. Да, это вновь все те же ощущения от беспомощности персонажа и сурово упирающие руки-в-боки стражники на входе в города.

Но есть одно очень существенное отличие.

Elex – место, где слишком добрые квесты.

Но обо всем по порядку.

«Дай Bethesda сделать игру, и они переиздадут Skyrim для микроволновок. Дай Piranha Bytes сделать игру, и они сделают открытый мир на квадратном метре, чтобы ты мог восхищаться его изучением, пока толкаешься с NPC локтями». [с] IC, на выходе из города попадая в руки грабителей.

Главный герой, успешный и харизматичный красавчик, числящийся во фракции бездушных альбов, во время очередного полета на своем новеньком истребителе в своем новеньком бронекостюме подвергается влиянию Gothic на умы разработчиков, вследствие чего его истребитель сбивают, его самого предают товарищи по фракции, а какой-то местный бомж снимает с него все предметы, а также забирает все навыки и умения при помощи хорошего ударом по голове.

Синдром деревенского тупицы снова в деле – один удар, и главный герой не может вспомнить, как правильно кушать кашку.

Угадайте, что дальше?

Правильно. Палка [ржавая труба] в руке, группа крови на рукаве и открытый мир перед глазами.

Игрок в Fallout на старте игры видит перед собой лицо родителей. Игрок в Elder Scrolls на старте игры видит перед собой решетку и стражу. И только игрок в проекты от Piranha Bytes на старте матерится от бессилия.

«Дай персонажу палку, и он убьет волка. Дай персонажу ржавую трубу, и он убьет волка-мутанта. Дай персонажу силовую палку, и он убьет космического волка. Пожалуйста, не давайте ему больше палку». [c] Ксардас.

Сразу же после прихода в себя наш харизматичный [надо сказать, в этот раз герой выглядит куда лучше, чем в предыдущих играх от Piranha Bytes – да, это снова бритый зэк, но в этот раз он куда симпатичнее и брутальней, нежели бомжеватая деревенщина, да и цель в жизни имеет] персонаж встречает первого спутника с говорящим именем Дурас.

Дурас обязуется проводить нашего героя до ближайшего поселения, по ходу прогулки раскрывая геймплей во всей красе.

И тут Gothic злорадно появляется из-за спины главного героя.

Ведь даже на средних настройках сложности персонаж может быстро погибнуть от лобовой атаки любой местной твари, случайно втащить по Дурасу боковой атакой или же навернуться с утеса лицом в неприятности.

В бою сложно разбираться даже с классическим вариантом полевого страуса, неизменно пасущегося во всех играх от Pirahna Bytes – никогда еще отсылки не были столь истеричными.

Таким образом, Elex сразу дает понять игроку – «здесь таких, как ты, помнят и не любят».

Не хочу сказать, что мне что-то это напоминает, но если за поворотом гоблины будут грабить Кавалорна, я не удивлюсь.

«Решая проблемы других, ты забываешь о собственных. Решая собственные проблемы, ты забываешь о проблемах других. Решая проблемы в Elex, ты огребаешь». [c] Любой стражник при входе в любой город.

Дальше – больше ностальгии.

Едва войдя в первый же город, персонаж, намереваясь просто продать вещи и обновить снаряжение, минут за 5 уже уже прочно встревает в проблемы, пытаясь понять, на кой ему сдались проблемы местных и почему он должен их решать, иначе у него будут проблемы.

Классический принцип Gothic работает исправно: «Я дам тебе это зелье, но проблема в том, что ингредиенты для него незаконны и лежат на охраняемом складе, охранник которого любит выпить в таверне по ночам, почему я сам не могу пойти и взять их, а потому что я недостаточно тебе доверяю, в смысле где логика, а ты не обнаглел ли, нет ингредиентов, нет товара, хочешь заслужить доверие – иди и принеси мне ингредиенты, ты герой или что-то, а я не могу, у меня лапки».

В Elex ни один квест не обходится без дополнительных условий, но лично я счастлив – главную свою фишку Piranha Bytes не упустили — квесты интересные и оригинальные, а главное, не ради опыта, а ради цели.

Ну и конечно же, решений для выполнения каждого квеста всегда как минимум два – респект таким разработчикам, даже во времена «сходи и захвати вышку, ведь это так модно и интересно» геймплея они не отступают от качественного исполнения.

Как узнать игру от Piranha Bytes? Просто взгляните на позу стражника. И да, самое страшное, что здесь роботы-стражники сплевывают на пол и курят. Невероятно брутально.

«Помогай людям, сынок, и однажды ты станешь гражданином» [c] Лорд Хаген, «Как стать гражданином», том III.

Прежде чем перейти к описанию боевой системы и прочей механики, я хочу рассказать, почему это уже не та Gothic.

Ведь здесь персонажу могут дать еды бесплатно.

Здесь NPC исправно любезны и благодарят персонажа за выполненную работу.

Здесь в случае благородного варианта ответа в диалогах игрок получает больше, чем в случае реалистичных попыток обмана.

— Сколько ты хочешь за убитых мутантов? –

— Нисколько, ведь ты так бедна. –

— СВЯТОЙ ЭЛЕКС, ВОТ ТЕБЕ ТЫСЯЧА ОСКОЛКОВ, ИДИТЕ ВСЕ СЮДА, У НАС ТУТ ГЕРОЙ!!! —

И множество подобных мелочей, что делают игру слишком… доброй. К персонажу. Особенно система спутников, которые могут помочь в сражениях.

Это уже не Gothic, ведь даже подонки-бандиты-изгои всегда платят персонажу за выполненные квесты.

А самое доброе и страшное – jetpack, который персонаж получает сразу в начале игры.

Ранец позволяет пересекать любые расстояния в игре и уходить от любых нежелательных ситуаций, что избавляет игрока от необходимости сражаться вообще – достаточно подлететь через крутую скалу с другой стороны от противника и взять все, пока враг не может подобраться к игроку.

Это фишка из разряда всяких fast travel, что сильно облегчают игру и не позволяют насладиться игровым миром сполна – зачем искать пути в новую локацию, если можно просто облететь по скалам все опасности?

Радует непредсказуемая система реакции NPC на фразы главного героя. Кстати, с диалогами в Elex все интересно и хорошо, и смысл качать навык харизмы есть.

«Я боюсь не того, кто изучает 10.000 ударов. Я боюсь того, кто посреди ночи будит меня, чтобы спросить, какова его репутация среди наемников». [c] Генерал Ли, «Бессонница из-за назойливых идиотов».

Боевая система опять подверглась вниманию со стороны пытливых умов Piranha Bytes, и должен с горечью признать, что это несколько странная и не особенно интересная система с комбо.

Эдакий привет из Gothic III – машем мечом прямо перед собой, иногда нажимая спецкнопки для  проведения спецударов. Дальний бой и кастование магии – типичный «попади по нервно бегающему врагу», без особых комбо.

В итоге при желании можно заняться изучением ближнего боя, возможно, даже получить от этого удовольствие, но как я ни люблю хвалить игры в обзорах, здесь боевая система довольно топорная, и не спасают даже перекаты.

С другой стороны, бои все равно сложные – урон у противника высокий, и те самые перекаты придется выполнять, хочет того игрок или нет.

Если, конечно, у врага не дальнобойное оружие. Это самый неприятный элемент игры.

Они вопят от того, что персонаж стоит на камне, на который им не залезть, и атакует их силой разума и подлости. Поговаривают, именно так люди смогли одолеть крупных хищников и эволюционировать.

«В стрельбе из лука главное – плазменная винтовка в руках». [c] Неизвестный клирик.

Если в Gothic стрелки попадали в персонажа с вероятностью примерно 50%, то меткость ребят из Elex поражает – даже будучи оглушенными, они могут выдать стрелу/патрон/заряд прямо в карму персонажу, и даже перекаты не всегда спасают.

Аналогично обстоят дела и с монстрами, и с роботами, и вообще со всеми противниками, из-за чего желание вступать в какие-либо битвы на ранней стадии игры пропадает напрочь – игрок всегда будет погибать.

Ведь и зелья пить приходится в режиме прямого времени, а заход в инвентарь никоим образом не останавливает игру.

Поскольку пока игрок роется в мешке, подбежавший мутант начинает рыться в его внутренностях.

В общем, если вы любите hardcore и «умирать тяжело», то Elex подойдет вам как никакой другой проект.

Правда, местами это будет довольно скучно и однообразно, хотя смекалку в бою придется проявлять наверняка.

Впрочем, псионический вариант игры весьма зрелищен, ведь способности разнообразны, могут перемещать противника или персонажа и таким образом вносят неплохую динамику в сражения.

«Как это ты не хочешь выбирать фракцию?!! Фракцию все хотят, не выдумывай!!! Фракция – это счастье!!! Почему фракцию не выбираешь?!! Часики то тикают!!! Фракция – это радость!!!  Что значит свободный человек?!! Рагнар/Рейнхольд/Герцог сюжетный квест дал, Рагнар/Рейнхольд/Герцог и фракцию выбрать поможет!!!». [c] Кто угодно в Elex.

Вопрос фракций в игре стоит настолько остро, что аж штаны рвутся.

Причина проста – да, можно прокачать своего персонажа и без вступления в любую фракцию, но вся магия/псионика/наркомастерство открывается лишь при прохождении квестов одной из игровых фракций.

Иными словами, все крутые ништяки вроде невидимости или управления разумом противника становятся доступны лишь после сюжетных унижений и принятия мировоззрения одной из фракций, что, скорее всего, заставит меня начать новую игру – ну не верю я в гребаного Калаана, мне просто нужны знания, что мне, поизучать науку нельзя, ну мааам, я же просто изучаю артефакты, какое еще паломничество по святым местам?

Кроме того, не стоит обманываться словом «магия» — здесь это скорее buff на персонажа, усиливающий его характеристики в бою, чаще всего в ближнем, если же игрок хочет крутого бесконтактного манипулирования материей, то придется выбрать путь псионического развития – ну и третий вариант умений, крафтить пушки за изгоев – правда, довольно интересный аналог кузнечного дела.

Кроме того, есть возможность создавать всякие амулеты, зелья и прочие кольца Всевластья – классическими методами от Piranha Bytes.

Самое неожиданное же в геймплее, как я уже упомянул выше – система диалогов, влияющая на игру, а также особый параметр холодности – если персонаж часто употребляет сырой элекс прямо в рот и грубит окружающим, действуя, как подонок, его холодность повышается.

На что это влияет, я лично не выяснил, но параметр, судя по частоте напоминаний со стороны игры, весьма важный.

Взгляните на его лицо после вступления персонажа во фракцию. Думаю, теперь вы понимаете, как выглядит счастливый отец. Отец религиозной секты.

«А ты докажи, что Калаана нет!!!» [с] Неизвестный клирик.

Для описания игрового мира придется внести некоторую ясность в его историю.

Некогда процветающий мир был уничтожен падением весьма меткого метеорита, который принес гибель, разрушение и ценный ресурс элекс на планету. Выжившие люди научились использовать элекс в различных целях, разделившись на фракции. Естественно, враждовать они начали сразу же после различий в понимании того, кто здесь благородный защитник природы, а кто поганый элексоед.

И еще никогда выбор «с кем бы из этих ребят я бы выпил в баре» не был так сложен и интересен – в плане проработки игрового мира.

Согласно канонам Gothic, каждая фракция противоречива и имеет собственное мировоззрение, в Elex же это достигает апогея.

— Средневеково живущие берсерки, что любят магию и ненавидят технологию. Бородаты, сильны и упрямы, живут по справедливым правилам, но боятся тостеров и микроволновок, сбрасывая их в специальную яму, как подозреваемых десептиконов. Очень не любят вопросы на тему «а может ли ваша магия сбить истребитель?» —

—  Тянущиеся к знаниям технологически развитые клирики, при это слепо верующие в бога Калаана и слепо чтущие древние заветы, которые, судя по всему, являются старыми инструкциями по эвакуации с гибнущей планеты. Как типичные верующие, слепы и ограничены в возможностях, но припасы у изгоев покупают, потому что есть что-то надо. Собственно, лучшей насмешки над паладинами в играх не встречал. Реакция на газебо – отсутствует, если газебо не пытается проникнуть в архивы. —

— Крутые радиоактивные парни-наркоманы изгои, что плевали на все и вся, поскольку конец света уже был, а значит, можно не париться и закидываться веществами, получая бонусы в бою и проблемы в голове. Пожалуй, самая органичная, циничная и логичная по мировоззрению фракция, но излишек наглости вызывает раздражение. —

Более угрожающего аниматора еще не встречал.

«Видишь вон те холмы?!! Я насыпал!!! А вон те кучи грязных камней?!! Я наложил!!! А взгляни-ка на вот этого брутального парня в доспехах – я воспитал!!!» [с] Неизвестный дизайнер Elex.

Поскольку я наконец-таки обновил свой магический артефакт для развлечений, то имею возможность оценить красоту игрового мира в полной мере, и он хорош.

В первую очередь – благодаря дизайну локаций и персонажей. Разработчики подошли с вниманием к деталям, при этом в излюбленной манере сумев вместить в каждый закоулок игры кучу мелких деталей. Да да, те самые кусты живокорней, манастручков, кокаинокактусов и прочей растительной ерунды, с любовью расставленные на каждом шагу —  могу с уверенностью сказать, что более затягивающего сбора трав, чем в играх от Piranha Bytes, встречал. Не знаю, почему, но это увлекает. Рука сама тянется подобрать тот необычный куст, чтобы сделать из него зелье, хотя НА КОЙ ОНО МНЕ ВООБЩЕ СДАЛОСЬ, Я ВООБЩЕ ПУШКИ МОДИФИЦИРУЮ!!!

Таким же образом дело обстоит и с ценными ресурсами вроде элекситовой руды, обломки и жилы которой заботливо разбросаны по игровому миру.

В целом же интересные чувства вызывает совмещение ландшафта игры, когда подойдя к краю зеленых лесистых холмов, вдруг видишь перед собой заброшенные радиоактивные поля с обгоревшими машинами и полуразрушенными домами – элементы пост-апокалипсиса в игре обыграны на удивление оригинально и метко.

А затем попадаешь в лавовые поля Игнадона, граничащие с ледяными горами на севере, и поражаешься тому, как твой персонаж то травится, то перегревается, а то и переохлаждается, собирая элекситовую руду без шапки.

Да, игровой мир не особенно населен персонажами, есть такой недостаток – но изучать его хочется как минимум ради возможности увидеть, что разработчики сделали в каждой локации.

Нет, это не DayZ. И не Fallout. Что вы там кричали про «опять Gothic!!!»?

Да, это совершенно не та Gothic, что бы ни писали однотипные гении обзоров, сыграв в Elex часок-другой и вынеся свой бездумный вердикт.

Это новая игра со старыми элементами, и это и не хорошо, и не плохо – это просто новый проект.

Но если у вас есть желание сыграть в интересную сюжетную RPG со своим собственным миром, множеством оригинальных персонажей и классической системой прокачки [вновь очки опыта и учителя, у которых нужно учить навыки –  по мне, это куда реалистичней, чем всякие «я повысил уровень и научился изготавливать зелья сам, в голой пустыне»], то Elex затянет вас и не отпустит вплоть до финального квеста.

И в том-то и плюс, что это уже не та Gothic – приятно видеть, что разработчики не стоят на месте, а воплощают в жизнь свои игровые миры, стараясь сосредоточиться не на каких-либо YOBA-деталях, а на сюжетной части.

Будем надеяться, что следующий проект они еще и насытят большим количеством интерактивных элементов, создав полноценную обширную RPG, которая сможет хотя бы приблизиться к славе Gothic II, не наделав при этом ошибок, а наделав качественного контента.

Всем – по сырому элексу в организм, и если ваша холодность повышается, то попробуйте закрыть окно.

IC.

О нас

Безумно. Легально. Бесплатно.