Civilization VI…

Civilization VI…

…Или «ох уж эти русские».

…В кабинет Фридриха Барбароссы, нервно мерявшего шагами помещение, стремительно ворвался запыхавшийся глава министерства дипломатии Великой Германии.

— Мой король, с востока прибыли ужасные вести!!! —

От неожиданности Фридрих даже обнял посла. Успокоил. Предложил ему чашку чая. Немцы с древних времен, а именно еще 100 ходов назад славились своим дружелюбием, и Фридрих всячески поддерживал это начинание, личным примером вдохновляя сограждан.

— Спасибо, мой король, но я женат! – посол отстранился и вытянулся по стойке «честь от посягательств сохранена».

— Не за что, мой посол, это просто порция дружелюбия, вы ведь помните девиз Великой Германии? —

— Конечно, милорд, «От сердца к ближнему своему!!!»  —

— Вот и славно. Что же такого ужасного могло случиться в вашем ведомстве? Ведь я не припомню ни одного дипломатического конфликта за те 250 ходов, что существует наша держава. —

— Вы не поверите, правительница Нидерландов… —  посол интимно наклонился к нежному ушку Фридриха и горячо прошептал тому нечто совершенно непристойное.

Лицо Фридриха преобразилось в мгновение ока. Его лицевые мышцы заходили ходуном, его челюсть защелкала, его лоб начал планировать завоевание Польши.

— ОТПРАВЬТЕ ЭТОЙ СТЕРВЕ ДАРОВ И ОТДАЙТЕ ЕЙ ФРАНКФУРТ!!! —
— Но мой король… —
— НИКАКИХ НО, ПУСТЬ ОНА ПОЗНАЕТ НА СЕБЕ ВСЮ МОЩЬ ДРУЖЕЛЮБИЯ ВЕЛИКОЙ ГЕРМАНИИ!!! —

Civilization VI, или casual-ная фантасмагория.

Не особенно люблю исторические игры.

Нет, не в плане «черт, я все это уже читал и знаю, на кой хрен», нет, как раз таки поэтому часто хочется изменить ход истории и вместо надменности помогать всем подряд за англичан, завоевывать все и вся за французов и колонизировать Старый Свет, выменивая у отсталых европейцев землю на бусы за вождя индейцев.

Но в какой-то момент мне просто становится неинтересно по причине того, что в игре – одни лишь мерзкие людишки, различающиеся банальными цветом кожи, названиями городов и религией.

Больше всего в стратегиях с большим количеством сторон я люблю разнообразие, причем во всем – и поэтому постоянно рублюсь во всякие фэнтези-разборки между афрооркариканцами, эльфорасами и амазонистками [да да, это очень тонкие отсылки].

А в случае с любой частью Civilization все различия заключаются, по сути, в характерах лидеров и некоторых юнитах да постройках, в итоге я каждый раз словно играю за одну и ту же расу.

Это моя личная придирка к серии, кроме того, ну не могу я видеть, как ср*ные колесницы захватывают промышленный Лондон, а Елизавета спорит с Гильгамешем.

А вы тоже слышите этот голос, который за кадром рассказывает вам о вашем величии? Это все равно что услышать «сударь» на кассе в «Теремке».

Впрочем, с другой стороны – это иной подход к истории, не Total War-овский, если хотите, и даже не межличностное вассальное безумие Crusader Kings II.

А еще эта игра – один из ветеранов игростроя, она как FIFA, только каждая часть реально привносит в жанр нечто новое, так что нужно проявить уважение, даже если тебя не хватает надолго.

Посему детали с каждой новой частью меняются, а костяк остается тем же – вновь и вновь нужно развивать великую монгольскую нацию, чтобы добиться лидерства в науке и первыми полететь в космос, попутно заставив весь мир мирным путем уверовать в православие.

Да да, те самые монголы, что находят березки в степи и обнимают их, ради этого выстаивая огромные очереди.

Настоящих поляков не скрыть за широкими песками. Где бы вы ни были, рано или поздно на карте рядом с вами возникнет полный Быдгощ.

Итак, с каждой новой частью игра обрастала новыми элементами и избавлялась от старых, и в итоге после выхода пятой части, совершившей небольшую гексагональную революцию в жанре, игроки с нетерпением гадали, какой прорыв ждет игровое сообщество в части шестой.

Знаете, есть в игрострое определенные приметы, или традиции, или называйте как хотите: если в серии игр выходит весьма успешная часть, уровня, близкого к шедевру, а разработчик не Rockstar Games, то после выхода следующей части фанаты игры разделятся на два лагеря и начнут так активно кидаться г*вном друг в друга, что у троллей начнут ломаться вентиляторы от количества д*рьма, которое туда будет прилетать.

А все потому, что бедолага-разработчик решил слегка поэкспериментировть с игрой, не желая создавать то же самое.

И вот выходит шестая часть, игрок запускает случайную карту и видит…

…Немного другую графику, знаете, ну совсем чуть-чуть другую, она просто немного МУЛЬТЯШНОЕ КАЗУАЛЬНОЕ Д*РЬМО, ВЕРНИТЕ МНЕ МОИ ДЕНЬГИ, слегка удивляет, в общем.

Наверное, именно так выглядят угрозы и лица фанатов, которые пишут гневные письма разработчикам шестой части.

Даже я, плюющий графике в лицо пиксельной слюной, слегка поперхнулся ею же, увидев, что суровые пейзажи индустриальной пятой части, где все выглядело довольно серьезно и максимально на тот момент близко к реальности, в шестой превратилось в нечто уровня Alawar.

Казуальные отрядики потешных варваров бегают и тыкаются друг в друга копьями. Что? «Тыкаются» звучит очень неграмотно?

Вот именно – как слово «тыкаются» звучит в тексте, так Civilization VI и выглядит в игре.

Это неправильно, господа, мужчины не должны вступать в одноп… вроде как стремящаяся к относительной достоверности историческая стратегия вдруг превращается в порт со смартфона.

Признаюсь, я до сих пор в раздумьях: какую часть все-таки поставить на свой компьютер.

Ведь пятая, помимо наличия моих любимых кельтов как отдельной цивилизации, еще и весьма серьезна по духу – ведь когда я играю в игры, касающиеся истории, я и хочу видеть больше реализма – за это их также и любят.

Многим ведь даже просто нравится переживать события давно минувших лет в игре, заодно запоминая их и в целом понимая, сколько же всего произошло на нашей планете интересного, «ты знал, что в древней Греции на самом деле не было ассассинов и тамплиеров? Охренеть, правда?!»

Изрядно веселит отношение к варварам, как к инопланетной угрозе – разрушение каждого их поселения приравнивается к постройке чуда света.

Со страхом, вытянутой рукой боязливо двигая мышку, я с дрожью во взгляде начал игру.

Мои опасения были связаны с тем, что я сильно боялся оказуаливания игры по сравнению с предыдущей частью – графика ведь неплохо намекала на такую возможность.

И не буду врать – я до сих пор так и не разобрался, потому что на каждый явный минус, вроде приличного уменьшения размеров карты, игра тут же предлагает свой плюс – более явную кастомизацию различных наций и повышенное удобство интерфейса.

Пожалуй, удобство – это вообще основная фишка шестой части. Ходы буквально летят, поскольку все нужные вещи мгновенно появляются перед лицом игрока в качестве ярких и простых для понимания панелей.

Эй, парень, не знаешь, что исследовать дальше? Вот тебе несколько предпочтительных вариантов вместо древа технологий, нет, мы его не убрали, просто зачем его открывать, когда все под рукой?

И нет, это не сарказм с моей стороны – просто играть можно, почти не заморачиваясь насчет различных таблиц прибыли и убыли, и при этом понимать, что конкретно творится сейчас в государстве игрока.

«Наверное, и глина в руках…» ОЙ, ДА ЗАВАЛИ УЖЕ, А!!! Давай, еще про собак мне вспомни, ублюдок, меня твои истории просто докопали уже.

Но тут же возникает ложка дегтя в ложке с медом – из-за способности компьютера думать, что он здесь главный, даже выбор отрядов происходит по его прихоти.

Из-за чего я приличное количество раз прожимал конечный пункт отправления своих пехотинцев, чтобы увидеть, как вместо них на врага выдвигаются безоружные поселенцы, потому что компьютер автоматически выбрал их первыми в начале хода.

«Люди поражены вашей неудачей, милорд».

Удобный интерфейс, который принимает решения за игрока, ведя его за руку – «скажите, а я точно руковожу целой нацией сам? Да да, мистер Трамп, конечно, подпишите вот здесь, спасибо, вы такой самостоятельный и серьезный человек».

И вот сиди и думай – хорошо это или плохо? Ходы стали быстрее, но комп постоянно подсовывает тебе под руку то, чем ты пока не планировал заниматься. Спасибо, AI, но что если я хочу 10 ходов подряд оскорблять соседа и в результате огрести по самое не могу, вместо того чтобы развиваться правильно?

Почему?

Потому что я русский геймер, AI. Водка, балалайка, свидания с твоей механической матерью, understand?

Только в России великий писатель мог в одиночку уничтожить целый лагерь варваров. Ай да Пушкин, ай да бешеный псих.

Кстати, к слову о русских.

Это лирическое и совершенно субъективное, как и весь мой обзор, отступление, но в шестой части разработчики явно либо полюбили Россию, либо стали ее бояться.

Почти в каждой моей случайной игре Петр I развивался так быстро и стремительно, что это не он прорубал окно в Европу – это Европе приходилось прорубать окно в Петра.

Если игрок начал рядом с русскими, у него есть только два пути – либо воевать и проиграть, либо дружить и победить. Хуже только зулусы, но даже с ними моя ангельски мирная буддистская Германия подружилась с первой же встречи.

Но знаете, чем хороша шестая – каждый лидер теперь имеет еще более ярко выраженные особенности, из-за чего дипломатия стала, с одной стороны, легче, с другой стороны, теперь дружить со всеми – куда сложнее, кто-то просто из принципа не захочет мириться с тем, что твои караваны с возбуждением не входят в ее торговую точку, вот же стервозная п…

Продолжим.

Честно говоря, подумать над ответом здесь придется не меньше, чем над тем про вилку или потерю ориентации в социальном пространстве.

Ладно, теперь, когда до конца этого обзора добралась только пара-тройка закаленных моими текстами читателей, самое время поговорить о нововведениях, которые не столь заметны, но весьма важны в игре.

Система районов, позволяющая использовать по максимуму все клетки вокруг города – это один из главнейших элементов.

Ведь основная фишка вообще всей серии игр Civilization – максимальная загрузка игрока действиями за один ход.

Не просто походил войсками да подождал, пока постройка здания продвинется еще на 1 ход – игрок постоянно должен выбирать или район под застройку нового здания, или выбирать новую технологию, или [еще одно нововведение] выбирать новую культурную технологию, дипломатический экран постоянно раздираем заключениями новых союзов, потому что старые истекли, в общем и целом, как только игроку кажется, что сейчас самое время поаутировать и десяток ходов посидеть, ожидая, пока достроится чудо света – игра ему тут же подсовывает некое событие, на которое нужно среагировать правильно.

Все это – про шестую часть, в которой даже исследования не длятся достаточно долго, чтобы ты расслабился и просто полюбовался своими владениями с высоты птичьего полета, пока идет смена ходов.

Экран твоего смартфона, когда только прилег поспать днем.

Нет.

Будь добр каждые пять секунд отвечать Гильгамешу, что твой город на игре полон войск не потому, что ты хочешь его захватить, а потому, что у славной и дружелюбной Германии есть конкретная причина, почему с ней все дружат.

Конечно же, теплейшие обнимашки от Фридриха Барбароссы на дипломатических раутах.

Я искал множество пошаговых стратегий, которые были бы похожи на Civilization в плане затягивания игрока в пучину геймплея, но каждая из них обладала своим крупным недостатком, и даже ближайшая по стилю – Warlocks II: The Exiled все портила плохой дипломатией, а также довольно однообразной тактикой победы над противниками [отсидись, построй самых крутых юнитов и снеси полкарты, поскольку никто не в состоянии противостоять тебе].

Так что основной плюс шестой части – сумасшедший по уровню затягивания игровой процесс.

Основной минус – игрока куда больше ведут за руку, а кроме того, общая мультяшность происходящего отталкивает приличное количество фанатов серии, которым кажется, что их любимая стратегия стала слишком казуальной.

На мой взгляд, нововведений больше, чем негативных минусов, и в сложности игра ничуть не потеряла, но лично я бы все-таки предпочел играть в более «суровую» историческую игру.

Всем – по дружелюбным соседям, отстающим в развитии, и если ваша девушка на ровном месте устраивает скандал и обижается на вас без причины – возможно, ей просто не хватает вашего торгового каравана в ее порту.

IC.

Информация

Безумно. Легально. Бесплатно.