Machiavillain…
![Machiavillain…](https://i0.wp.com/gamelyss.com/wp-content/uploads/2018/09/Machiavillain-0.jpg?fit=1920%2C1080&ssl=1)
…Или работа за еду на дядю.
— Вы все – нежить!!! —
— Мы все — нежить… —
— Нежить должна разлагаться громче!!! —
— МЫ ВСЕ — НЕЖИТЬ!!! —
— Здесь вам не Action-RPG, геймпад мне в зад!!! Это RTS, полигоны мне в графен!!! RTS даже из таких казуалов, как вы, делает настоящих геймеров, лаги мне на сервер!!! Ты меня понял?!.. Вы что думаете, с вами здесь будут нянчиться, автоприцел подключать, Кодзима мне в гении?!! Я лично буду выбивать вам ассассинов из стогов, школьник мне в тиммейты!!! Вы здесь, чтобы управлять юнитами, а не валять… этого… Battle Royale!!! Всё понятно, стримерши?!! Весь потенциал indie-проектов на kickstarter мне куда?!! —
— Вам в early access!!! —
— Ты на ушко скажи, куда мне этот потенциал?!
— … В early access? —
— 100 обзоров вне очереди!
— За что?!! —
Machiavillain – или стройбат Смерти.
В фильмах ужасов, как правило, у злодея уже все есть: мачете, загадочный зловещий дом, ловушки, харизма, гнусавый русский локализатор на озвучке.
И когда герои, спасаясь от радушия хозяина, своими жирными телами ломают стены, разливают казенный бензин, пачкают кровью дорогие ковры, у справедливого зрителя-работяги всегда возникает лишь один вопрос: А ТЫ ЭТО СТРОИЛ?!!
Ты, вот ты, жирный среднестатистический любитель разделиться по одному в чужом заброшенном доме, куда ты, согласно законам о частной собственности, вообще не имел права вламываться, ты что, чистил ковры, драил стены, заряжал ловушки?
Нееет.
Ты, жиробастард, пришел, вломился, наследил, навонял, надкусил пирог на кухне, а потом еще и вызвал полицию своими пухлыми ручонками только лишь потому, что тебе померещился зомби в углу комнаты.
И плевать, что дед Федор здесь уже семьдесят пять лет как прописан.
Ведь он наверняка хотел задушить тебя своими мощными, мускулистыми, аки куриные ножки, костлявыми трясущимися ручонками.
![](https://i0.wp.com/gamelyss.com/wp-content/uploads/2018/09/Machiavillain-2.jpg?resize=605%2C340&ssl=1)
Таким образом, разработчики Machiavillain поднимают весьма важный вопрос:
— Почему в этом подземелье столько монстров? Я уже устал их убивать. —
— Может, потому что они здесь живут? —
Вот этими вот самыми когтями нежить в игре с трудолюбием и упорством, сравнимым лишь с трудом китайских детей на фабрике Apple, будет всю игру строить для себя жилье, в котором будет жить и добывать себе же пропитание, используя старый, но от того не ставший менее эффективным метод завлечения жертв – а именно нигерийские письма, приглашения на бизнес-тренинги и купоны «Вы – миллионный посетитель сайта!!!»
Всегда был уверен, что подобная реклама пишется исключительно упырями и вурдалаками.
«Добрый день, я Алексей Кровильнюсов [для тех, кто знает, о ком речь], и я научу вас, как стать успешн… Черт, я не могу больше врать, я не бизнесмен, мне просто нужна ваша кровь, а фотки в рекламе – неизвестного смертного».
![](https://i0.wp.com/gamelyss.com/wp-content/uploads/2018/09/Machiavillain-3.jpg?resize=605%2C340&ssl=1)
И сразу встает другой вопрос: как же реализовать подобную идею в наиболее приятном виде?
Можно создать RPG, где нужно будет прокачивать героя, который и будет руководить постройкой своего зловещего особняка, проходя сюжет.
Можно сделать Tower Defence [собственно, на этом пункте и останавливается добрая часть разработчиков – ведь это так свежо, совсем как Warcraft III].
В конце концов, можно оформить все в виде карточной стратегии с элементом random-изации и психоделической механикой, чтобы пошло на смартфоны без лагов.
Но разработчики из Wild Factor неожиданно оказались людьми разумными и выбрали наилучший вариант, который и обладает завлекающим геймплеем, и до сих пор не приелся публике, да еще и в тренде.
Они просто делают стратегию с непрямым контролем, craft-ом, планированием ролей, экономической составляющей и элементами развития, а затем приправляют это все рисованной в стиле Don’t Starve графикой и приятным юмором.
Delicious.
![](https://i0.wp.com/gamelyss.com/wp-content/uploads/2018/09/Machiavillain-4.jpg?resize=605%2C340&ssl=1)
Итак, перед игроком – средних размеров локация, доверху забитая лесом, камнем и грибами.
Любой стройбатовец уже догадался бы, что предстоит сделать дальше, но вы, мои юные любители косить траву у бабушки да жрать ее оладушки, наверняка не знаете, чем обычно заканчивается встреча солдата и стройматериалов.
Строительством особняка генер… казармы, в которой бойцы будут жить, есть, спать и здороваться с небом в сапогах.
В начале уровня на выбор предлагаются четверо трудолюбивых мертвых юнита, которым и предстоит поднимать бизнес с нуля – а именно добывать ресурсы, строить дом/особняк/сарай, Вась, не успеваем, deadline горит!!!
Строительство, благодаря виду сверху, происходит в простейшем режиме: игрок лишь обозначает план пола, стен и дверей, а дальше уже все четверо зомби в неистовом угаре срываются с мест и на невероятном энтузиазме едва-едва ковыляют работать.
Так что остается лишь определиться с материалом для возведения своего личного Дома На Озере, а также назначить роли юнитам — кто копает, кто рубит, а кто — собирает пожертвования на постройку Некрополя.
![](https://i0.wp.com/gamelyss.com/wp-content/uploads/2018/09/Machiavillain-5.jpg?resize=605%2C340&ssl=1)
Строить надо с умом – и тут неожиданно наружу из могилы пробивается дедушка Dungeon Keeper.
Взять хотя бы помещения для юнитов: им для полноценного ощущения своей важности в фирме нужны спальни, чтобы спат, кухня чтобы жрат и кабинет, чтобы писат [автору нужно то же самое. Я давно говорил, что это не жизнь].
Что будет, если не построить всего этого и оставить ребят на попечение самим себе?
Перво-наперво они начнут недосыпать. Потом недоедать. Потом негодовать. Потом разозлятся.
А потом начнут разносить твою хату, пес.
Первый раз вижу в игре, чтобы рабочие со злости громили постройки игрока. Наконец-то драма в экономических стратегиях, наконец-то реализм. И нет, не забастовки – а именно шатание стен и мебели физическим путем.
Ведь у ребят есть куча параметров вроде голода, сна, довольством зловещестью обстановки в доме и престижем вещей. Каждый зомби – личность. И жить в ср*ной однушке на краю города без душа и с туалетом во дворе он не станет.
А чтобы все было хорошо, и работяги не устраивали несанкционированные митинги, нужно просто разгоня… следить за их потребностями и стараться удовлетворять их.
Шедевр реализма.
![](https://i0.wp.com/gamelyss.com/wp-content/uploads/2018/09/Machiavillain-6.jpg?resize=605%2C340&ssl=1)
Но если построить спальни и обставить дом какими-никакими побрякушками – это просто, то ради основы игры, самого оригинального элемента, придется попотеть.
Ведь нужно сделать помещения для жертв, расставить внутри приманки, которые их заинтересуют, и продумать план дома с ловушками так, чтобы лох вымер внутри помещения – ведь если он растрезвонит об афере на Youtube «пливет, я Дима, я начинающей блоггир, и сигодня мы пайдем в ХЗБ вызовать духаф», то на дом начнут нападать сперва герои с битами, а потом и самые настоящие копы.
Чем больше шума – тем меньше жертв приходит в дом, а посему надо делать все быстро и гладко.
Особенно интересен процесс завлечения жертв – выбирается вид рекламной кампании, и мертвяк с наиболее красивым почерком пишет письма в кабинете, чтобы затем разослать их по почте и приготовиться в приходу лохов-жертв.
Письма идут как ресурс – скажем, для рекламной компании, заманивающей путевкой в круиз, нужно десять писем – и их нужно успеть написать и отправить за сутки, иначе будет нечего жрат.
Собственно, на этом и держится основное напряжение игры – и поверьте, comeback из состояния «работники шатают хату, потому что нечего жрат» до «мертвецы любят вас, милорд» — весьма увлекательное и сложное занятие.
![](https://i0.wp.com/gamelyss.com/wp-content/uploads/2018/09/Machiavillain-7.jpg?resize=605%2C340&ssl=1)
Разнообразие доступной нежити велико – от зомби и скелетов до паранормальных шин и безумных профессоров.
Каждый питается своим видом еды – всего их три: мозги, мясо и кости.
Каждый имеет свои навыки, которые вносят неслабую дозу разнообразия в процесс: скажем, зомби способны превратить жертву в зомби, который будет помогать в работе некоторое время, пока не помрет, а любитель ядов, например, замедляет врага и не дает тому сбежать.
И что самое важное – каждый мертвец имеет возможность прокачки как в навыках добычи ресурсов и работы, так и в боевых, а на сладкое – есть четыре параметра: сила, ловкость, разум и выносливость.
Видимо, именно поэтому каждый из них считает себя личностью и жалуется на то, что в его комнате другие мертвяки постоянно хлопают дверью, мешая спать. И нет, это не мой любимый вид плоского юмора, это реальная возможная причина недовольства какого-нибудь скелета.
У которого даже нет ушей.
![](https://i0.wp.com/gamelyss.com/wp-content/uploads/2018/09/Machiavillain-8.jpg?resize=605%2C340&ssl=1)
Помимо основного геймплея, периодически происходят случайные события вроде атаки пауков или же проезжающих мимо торговцев чем угодно.
Задача в игре довольно проста – продержаться максимально долго, повысив уровень своего коттеджа в глазах комиссии злодеев до высочайшего уровня.
А все остальное: на совести игрока.
Можно строить лабиринт из комнат и создавать немыслимые по изяществу и смертоносности варианты ловушек с кольями в полу, движущимися стенами и детекторами девственников [Это ОЧЕНЬ важно. В игре есть список правил, и одно из них – девственник умирает последним. А еще нельзя убивать собак. А еще – жертвы должны умирать по одной. И нет, я вновь не придумал].
А можно просто собираться всей кучей мерзопакостных хихикающих маньяков за стеной и ждать, пока жертвы разбредутся по дому, залипнув в странные предметы и шкафы с книгами, чтобы дружно выпрыгнуть и сожрать их, прямо как игрок в студенческие годы.
Свобода маньяческих желаний и хаос извращенной фантазии – то, за что мы так любим Sims и стратегии с непрямым контролем.
![](https://i0.wp.com/gamelyss.com/wp-content/uploads/2018/09/Machiavillain-9.jpg?resize=605%2C340&ssl=1)
Пожалуй, в игре есть только один недостаток – не слишком большое разнообразие приманок и ловушек для жертв, но с другой стороны, все они движущиеся и созданы как варианты для разработки целых конвейеров ужаса и мясорубок посетителей, так что, скорее всего, если с фантазией у больного на голову геймера все в порядке, то ему и того, что сейчас есть в игре, с головой хватит.
С другой стороны, благодаря не самому простому микроменеджменту, а также системе исследований новых видов мебели, которая тоже основана на производстве очков науки кем-либо из талантливой гениальной мертвечины, которая не занята на стройке и службе, первое время игроку будет совсем не до изысканности – спим здесь, убиваем за стеной, кухня за углом, а теперь ну-ка пошли строчить письма, ублюдки.
![](https://i0.wp.com/gamelyss.com/wp-content/uploads/2018/09/Machiavillain-10.jpg?resize=605%2C340&ssl=1)
Геймплей держит в напряжении, но каждый день не похож на новый – слишком много элементов, не позволяющих жить после смерти нормально.
Впрочем, для заядлых игроков в Rimworld или Oxygen Not Included это может стать казуальным развлекаловом на один вечер, но те, кто не обладает интеллектом Илона Маска и грацией Гейба Ньюэлла, наверняка останутся довольны.
Всем – по работающим даже после смерти предкам, и если вы в могилку, небось, хотите, домой, в гробик?!! Некросисю хотите?!! А кто гробик защищать будет?!! Я?!! Дядя Дракула?!! Тётя Мумия?!! Отец Иоанн?!!
IC.